Биография Бориса Воронцова-Вельяминова

Б.А.Воронцов-Вельяминов наблюдает на ЗТЭ. 1962 годИмя советского ученого Воронцова-Вельяминова стало нарицательным. В его честь назвали астероид 2916, а на школьных учебниках и пособиях для студентов по астрономии выросло не одно поколение.

Рождение и образование

Советский астроном принадлежал к древнему дворянскому роду Воронцовых-Вельяминовых.

Борис Воронцов-Вельяминов - студент МГУ

Борис Воронцов-Вельяминов — студент МГУ

Родился 14 февраля 1904 года в Екатеринославе (сейчас областной центр Днепропетровской области Украины). Начальное образование получил во второй Екатеринославской гимназии. Здесь он посещал кружок астрономии, который организовал выдающий украинский астроном и физик Александр Аленич.

После поступил в Московский университет. Окончил физико-математический факультет в 1925 году. В студенческие годы организовал астрономический клуб «Колнаб». Его посещали такие впоследствии известные ученые, как Э.Л. Мустель, С.К. Всехсвятский, П.П. Паренаго и В.В. Федынский.

Научную деятельность начал в Астрофизическом институте (сейчас – Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга). В 1934 году стал профессором МГУ. В 1941 году был приглашен на должность заведующего отделом астрофизики Института астрономии и физики Казахской АН СССР.

В 1947 году стал членом-корреспондентом Академии педнаук СССР. Более 30 лет посвятил педагогической деятельности по подготовке учителей астрономии.

Научный вклад

Борис Воронцов-Вельяминов в основном занимался изучением истории астрономии и вопросов астрофизики. Пристальное внимание сосредоточил на галактиках, туманностях и нестационарных звездах.

Амбарцумян и Воронцов-Вельяминов 1974 год

В 1933 году он предложил новый метод определения расстояния до туманностей, основанных на полуэмпирических наблюдениях. Также им были выведены способы определения температуры ядер и классификация форм планетарных туманностей.

В 1936 году наглядно доказал, что бело-голубая непрерывная последовательность на диаграмме спектр – светимость образована ядрами планетарных туманностей, белыми карликами, голубыми сверхгигантами и новоподобными звездами.

В 30-х годах обнаружил межзвездное поглощение света. Такое же открытие было сделано астрономом из США Робертом Трюмплером. Однако наблюдения проводились независимо друг от друга.

Воронцов-Вельяминов доказал неполноценность классификации галактик Хаббла. Он обнаружил множество других морфологических признаков. Однако так и не смог найти объяснения, почему формы галактик так разнообразны – астроном считал, что они помимо гравитации управляются еще неизвестными для современной физики силами.

Кресло и стол А.Б. Воронцова-Вельяминова в Отделе физики эмиссионных звезд и галактик, в комнате 50

На основании своих исследований издал несколько каталогов туманностей и шаровых звездных скоплений, а также атласы галактик.

Другая деятельность

Книга Воронцова-Вельяминова Очерки о ВселеннойПомимо астрономии Борис Воронцов-Вельяминов отметился в других сферах. Ученый проводил исследования своего рода, произошедшего от князя Шимона Офриковича. Последний упомянут в сборнике рассказов о Киево-Печерском монастыре. Согласно летописям, князь прибыл в 1027 году к Ярославу Мудрому в Киев.

Воронцов-Вельяминов изучил родословные связи на протяжении тысячи лет. Он установил, что его предки были в родстве с Дмитрием Донским и Александром Пушкиным.

Помимо этого ученый занимался литераторством: писал стихи о звездах и космосе. Также он принимал участие в исследовательских путешествиях. Так, в 1927 – 1928 годах им был открыт и описан ледник на Кавказе. Сейчас он носит имя Воронцова-Вельяминова.

Награды и литературное наследие

Борис Воронцов-Вельяминов выпустил множество научных трудов.

Начало 1950-х гг. Воронцов-Вельяминов в лаборатории на Красной Пресне.

Помимо учебников и пособий, которые переиздавались вплоть до 2001 года, ему принадлежат:

• монография «Галактические туманности» – 1935;
  • «Внегалактическая астрономия» – в двух изданиях 1972 и 1977 года;
  • «Очерки истории астрономии в России» – 1956;
  • монография «Новые звезды и газовые туманности» – 1948;
  • «Очерки истории астрономии в СССР» – 1960;
  • морфологический каталог 30 тысяч галактик – 1961 – 1974;
  • каталог и атлас 355-ти взаимодействующих галактик – 1959 и 1977 года.

Советский астроном сделал огромный вклад в образование юных ученых и педагогов по астрономии. За выдающиеся заслуги его неоднократно награждали, в частности:

• премией им. Федора Бредихина в 1962 году – награда Росакадемнаук за достижения в астрономии;
  • медалью «За открытие новых астрономобъектов» от Астрономического совета Советского Союза;
  • почетным званием Заслуженного деятеля науки Российской СФСР.
Учебник для 10 класса средней школы. - Б.А. Воронцов-Вельяминов

Учебник для 10 класса средней школы. — Б.А. Воронцов-Вельяминов

В августе 1978 года был обнаружен новый астероид в Крымской астрофизической обсерватории. Спустя шесть лет ему присвоили имя Воронцова-Вельяминова – Воронвеля.

Умер Борис Воронцов-Вельяминов в Москве 27 января 1994 года, всего несколько дней не дожив до 90-летнего юбилея.