Альфа Северной Короны

Альфа Северной Короны (др. названия: Альфекка, Гемма, Гнозия) – двойная звезда, расположенная в созвездии Северной Короны, на расстоянии примерно 75 св. лет (22,9 парсек) от Солнца. Является самой яркой звездой созвездия.

В разных народах Альфа Северной Короны имела различные названия:

• На арабском – Альфекка, что переводится как «яркая (звезда) разорванного (круга)»
  • На латинском – Гемма – «драгоценный камень»
  • Также на латинском древнеримский поэт Вергилий в дидактической поэме под названием Георгики упомянул данную звезду как Гнозия – «звезда венца Кносского» (Кносс – древний город, расположенный на острове Крит)
  • На иврите звезда носит название Эстерот от имени богини любви и власти Астарта (Иштар).
Альфекка в созвездии Северной Короны

Основной особенностью данной спектрально-двойной звезды является ее переменность типа Алголя. То есть Альфа Северной Короны – это две обращающиеся звезды, которые поочередно затмевают друг друга, в результате чего наблюдается в переменной светимости системы наблюдается два минимума. Каждый такой минимум – это затмение одной звезды другой.

Под термином «спектрально-двойная» подразумевается тот факт, что о наличии двойной системы данных звезд возможно лишь посредством наблюдений их общего спектра. То есть на общем спектре двойной звезды отмечаются два доплеровских смещения линий поглощения – красное (в момент отдаления одного из компонентов от наблюдателя) и синее смещение (в момент приближения другого компонента).

Спектр спектрально-двойной звезды

При помощи обычных же современных телескопов различить две звезды системы пока что не представляется возможность по причине малого расстояния между ними.

Компонент A

• Масса — 2,58 массы Солнца
  • Радиус – 2,89 — 3,04 радиуса Солнца
  • Температура – 9 700 К
  • Светимость – 74 светимостей Солнца
  • Скорость вращения 139 км/с (вращение Солнца – 2 км/с)
  • Возраст – 314 млн лет
  • Спектральный класс A0V

Основной компонент Альфа Северной Короны принадлежит главной последовательности и является горячим белым карликом. Благодаря наблюдаемому повышенному инфракрасному излучению астрономы предполагают о наличии большого диска пыли вокруг Альфекки – протопланетного диска, вследствие которого в дальнейшем могут возникнуть планеты.

Компонент B

• Масса — 0,92 массы Солнца
  • Радиус – 0,9 радиуса Солнца
  • Температура – 5 800 К
  • Светимость – 0.81 светимости Солнца
  • Скорость вращения не более 14 км/с
  • Спектральный класс G5V

Альфекка B – желтый карлик (как и Солнца), который также принадлежит главной последовательности. Данная звезда излучает рентгеновское излучение в 30 раз больше, чем излучает Солнце в момент своей наивысшей активности, что характерно для молодой звезды этого класса. Корона компонента B в пять раз горячее солнечной короны и имеет температуру в 5 млн кельвин.

Обе звезды принадлежат движущейся группе звезд Большой Медведицы.

Данные для наблюдения: прямое восхождение – +15 ч 34 м 41.3 с, склонение +26° 42′ 53″, видимая звездная величина 2,21 – 2,23.