Звезда Алголь

Алголь A и B

Алголь (др. названия: Бета Персея) кратная переменная звезда, расположенная в созвездии Персея, на расстоянии 91-95 св. лет от Солнца. Занимает второе место по яркости в созвездии Персея. Алголь состоит из трех звезд, две из которых расположены довольно близко – расстояние между ними около 0,062 а.е., что в 16 раз меньше расстояния между Солнцем и Землей. Период обращения этих звезд составляет примерно 2,87 суток.

Компонент А

• Масса — 3,59 массы Солнца
  • Радиус – 2,3 радиуса Солнца
  • Температура – 12 000 К
  • Светимость – 98 светимостей Солнца

Алголь А – яркий бело-голубой карлик главной последовательности. Имеет спектральный класс — B8V.

Компонент B

• Масса — 0,79 массы Солнца
  • Радиус – 3 радиуса Солнца
  • Температура – 4 500 К
  • Светимость – 3,4 светимости Солнца

Компонент B – оранжевый субгигант спектрального класса — K02IV.

Компонент С

• Масса — 1,67 массы Солнца
  • Радиус – 0,9 радиуса Солнца
  • Температура – 8 500 К
  • Светимость – 4,1 светимости Солнца

Третий компонент системы расположен от центра масс на расстоянии 2,69 а. е. и имеет период вращения — 681 день. Спектральный класс Алголь C — A5V (белый карлик главной последовательности).

Данные для наблюдения: прямое восхождение – 03 ч 08 м 10.1315 с , склонение +40° 57′ 20.332″, видимая звёздная величина 2,12.

Свойства звезды Алголь

Звезда Алголь B вращается вокргу Алголь А

Звезда Алголь B вращается вокруг Алголь А. Эта анимация была собрана из 55 кадров интерферометра Чара

Наиболее примечательным свойством данной звездной системы является ее так называемая «затменная переменность». Бета Персея стала первой открытой звездой данного типа, а потому все последующие подобные открытые звезды называются «затменные переменные типа Алголя». Дело в том, что два компонента звезды (A и B) во время взаимного обращения поочередно проходят друг перед другом, тем самым поочередно затмевая друг друга перед наблюдателем. Колебания светимости данной двойной звездной системы имеют два ярко выраженных минимума. Первый минимум – когда холодный компонент B затмевает более горячий компонент A, второй минимум, с большей глубиной, – когда горячий компонент A затмевает компонент B. На данный момент известно не меньше 3 500 переменных звезд типа Алголя – это около 9% всех переменных звезд.

Кроме того, был открыт так называемый «парадокс Алголя», согласно которому более массивная звезда (в данном случае компонент А), которая должна эволюционировать быстрее, чем менее массивная звезда системы (компонент B), эволюционирует дольше. То есть Алголь B – сильно проэволюционировавший субгигант, и причиной тому послужило перетекание вещества с более массивной звезды на менее массивную.

Перетекание вещества с компонента A на B

Ниже можно посмотреть эволюцию тесной двойной системы в представлении художника.

История названия

Так как переменность звезды Алголь была отмечена еще в древности, таковое необычное поведение вызвало разного рода демонические ассоциации у наблюдателей. Поэтому название звезды схоже с такими словами как «гальга» — рубить/убивать, «ал-гуль» — злой дух/чудовище, «хгальа» — пугать/устрашать, «аль-хгульа» — чудовище/пугало. Алголь изображалась как глаз отрубленной Персеем головы Медузы горгоны.

Бета Персея - глаз отрубленной головы Медузы горгоны