Звезда Регул

Яркий РегулЗаглядывая в весенне ночное небо, даже ненаметанный глаз заметит три ярких звезды, которые выделяются на фоне всех прочих – это Арктур, Спика и Регул.

Регул – принц звездного неба

Созвездие Лев и его альфа - Регул

Созвездие Лев и его альфа — Регул

Звезда Регул или Альфа созвездия Льва – это одна из самых ярких звезд на ночном небосводе. Лучше всего эту звезду видно весной, когда ночное небо не так сильно усеяно яркими звездами, как летом. Летом при наблюдении Регула могут возникнуть некоторые трудности. Так как данная звезда расположена достаточно близко к эклиптике (линии маршрута Солнца на небе), то нередко это небесное тело оказывается заслоненным Луной.

Тем не менее, весной, когда Регул отдален от линии эклиптики, его можно легко различить среди множества звезд даже невооруженным глазом. А все благодаря невероятной яркости этой звезды.

Происхождение названия и история открытия

Поскольку звезда Регул находится на 21 месте по яркости среди звезд, видимых в Северном Полушарии, она хорошо различима на фоне ночного неба. Естественно, такая яркая звезда не могла долго оставаться незамеченной. Первые упоминания о звезде Регул мы можем найти в древних арабских текстах, которые были написаны за несколько веков до начала нашей эры. Там эта звезда встречается под названием «Кальб Аль-Асад», что переводится с арабского на русский, как «сердце льва». А вот происхождением своего названия звезда Регул обязана латинскому языку. Именно первые европейские астрономы дали ей такое прозвище «регул», под которым она сейчас известна во всем мире. С латыни «регул» (лат. regulus) переводится, как «принц» или «царек». Действительно, глядя на эту яркую звезду, можно вообразить себе арабского принца, который гордо идет рядом со Львом.

Так как эта звезда является самой яркой в созвездии Льва, ее еще называют Альфа Льва. Это название соответствует астрономическому обозначению – «α Leo», которое считается ее общепринятым астрономическим наименованием.

Необычная форма и скорость вращения звезды

Форма Регула

Астрономам-любителям звезда Регул в первую очередь интересна тем, что помимо чрезвычайной яркости, она имеет еще и необычную форму. Поскольку Регул вращается со скоростью 315 км/с (это в 150 раз быстрее, чем вращается наше Солнце!), эта звезда имеет сплюснутый вид – экваториальный радиус данного небесного тела практически на 1/3 больше полярного. Поскольку звезда Регул вращается с такой большой скоростью, ей требуется менее 16 часов для того, чтобы обернутся вокруг своей оси. Что интересно, если бы скорость вращения Регула была бы выше всего на 14 процентов, то есть если бы эта звезда вращался со скоростью 359,1 км/с, ее центростремительной силы притяжения не хватило бы, чтобы удержать звезду в целостности, и она бы попросту распалась.

В отличие от большинства звезд, ось вращения Регула находится под наклоном, из-за чего мы наблюдаем данное небесное тело как бы с ребра. За счет большой скорости вращения звезды, область ее полюсов примерно на половину горячее экватора и раз в пять ярче. Ось вращения Регула совпадает с линией орбиты данной звезды. По этой причине Регул передвигается по линии своей орбиты как бы на боку, что является весьма интересным астрономическим явлением.

Масса и возраст

Сравнительные размеры Регула и Солнца

Подсчеты современных физиков и астрономов указывают на то, что Регул является достаточно массивной звездой. Большинство ученых соглашаются с тем мнением, что масса Регула в три с половиной раза превышает массу Солнца.

Что касается возраста звезды Регул, то тут мнения ученых не всегда были однозначны. Ранее считалось, что возраст Регула насчитывает не более 100 миллионов лет, что является показателем молодой звезды. Вплоть до 2008 года ученые относили Регул к разряду молодых звезд, пока рядом с этим небесным телом не была обнаружена карликовая звезда – Регул D. Данная звезда находилась в непосредственной близости от Регула, что позволило ученым предположить, что Регул является значительно старше по возрасту, чем они считали раньше.

Регул и галактика Лев I

Ранее возраст Регула определялся по простому принципу. Считалось, что раз эта звезда так быстро вращается, значит, термоядерные реакции происходят в ней гораздо интенсивнее, и как следствие, долго жить она не может. С другой стороны, раз эта звезда еще не погибла при таком быстром вращении, значит, она еще не является старой. Однако наличие белого карлика в системе Регула заставило ученых выдвинуть новую гипотезу. Суть ее заключается в том, что Регул – это древняя звезда (ей свыше 900 млн. лет!), которая не только интенсивно сжигает собственные запасы водорода, но и «ворует» его у других звезд. За счет собственной мощной силы притяжения, звезда Регул смогла вытянуть водород из меньшей звезды – Регул D, которая находилась рядом с ней. Из-за этого последняя превратилась в белого карлика гораздо быстрее, нежели бы это случилось в более благоприятных для нее условиях, а Регул наоборот, таким образом, увеличил период своего существования.

Как обнаружить Регул на ночном небе

Поскольку Регул одна из ярчайших звезд ночного неба, найти ее несложно. Помимо того, что Регул находится в созвездии Льва, он еще и является основой такого знаменитого астеризма, как «Серп», который легко различим в Северном полушарии. Достаточно поднять голову вверх, и вы увидите скопление звезд, напоминающее серп или перевернутый вопросительный знак. Самая нижняя звезда в этом «Серпе» и есть Регул.

Список самых ярких звёзд