Звезда Канопус

Звезда КанопусКанопус – это одна из самых ярких звезд ночного неба. Она относится к разряду сверхгигантов спектрального класса F.

Астрономические характеристики

По астрономическим подсчетам светимость данной звезды превышает светимость Солнца в 15 100 раз, что является огромным астрономическим показателем. Данное небесное светило во все времена играло большую роль в истории, навигации и искусстве.

Канопус (слева) и Солнце (справа) с расстояния 6 а.е.

Канопус (слева) и Солнце (справа) с расстояния 6 а.е., скриншот из программы Selestia

Звезда Канопус – это желтовато-белый сверхгигант, который расположился на значительном расстоянии от Солнечной системы. Современные астрономические подсчеты указывают на то, что расстояние от Канопуса до Земли составляет примерно 310 световых лет, что равно 2,96 квадриллионам километров.

Но даже с такого далекого расстояния звезда Канопус хорошо видна землянам на ночном небе. Согласно каталогу ярчайших звезд ночного неба, данная звезда является вторым самым ярким небесным телом, которое могут наблюдать на ночном небе земляне невооруженным глазом (самой яркой звездой является Сириус).

Согласно астрономическим подсчетам звезда Канопус в несколько тысяч раз ярче Солнца. Такая огромная яркость звезды сделала ее одной из важнейших путеводных звезд ночного неба.

Роль Канопуса в навигации

Канопус, вид с МКС

С древних пор звезда Канопус пользовалась огромным уважением у мореплавателей. Многие из них называли ее «Южной полярной звездой», так как эта звезда указывала им направление в сторону Южного полюса.

Сегодня многие мореплаватели-любители и бедные рыбаки Египта, Индии и Мексики также используют Канопус в качестве путеводной звезды.

Звезда Канопус также используется во многих системах астрокоррекции. На ее положение ориентируются многие космические станции при запуске ракет-носителей.

Физические параметры звезды

Канопус – это одна из самых ярких и больших звезд, известных человечеству. Ее диаметр в 33 раза больше диаметра нашего Солнца. А масса Канопуса, примерно, в 9 раз превышает массу главной звезды Солнечной системы.

Яркость некоторых из самых ярких звезд в течение 200 000 лет.

Звезда Канопус обладает чрезвычайно большой светимостью. Если количество даваемого ей излучения сравнить с количеством излучения даваемого Солнцем, то светимость звезды Канопус будет выше светимости Солнца в 15 тысяч раз.

Лучевая скорость излучения Канопуса составляет 21 км/с, что является высоким астрономическим показателем. Температура звезды Канопус составляет, примерно, 7 350 Кельвинов.

Где можно наблюдать Канопус

Созвездие Киль

Хотя звезда Канопус относится к числу ярчайших звезд ночного неба, вести ее наблюдение можно далеко не во всех уголках мира. Например, в России звезда Канопус невидна совсем. Она стает видимой ближе к югу. Звезда хорошо видна в таких странах как Египет, США, Мексика и Индия.

Наиболее отчетливо звезду Канопус можно наблюдать в Южном полушарии. В таких государствах, как Австралия и Новая Зеландия, данное небесное тело всегда находится высоко над линией горизонта и никогда не исчезает с неба, что является очень удобным для проведения его астрономических наблюдений с Земли.

Современные исследования Канопуса

Космический аппарат «Hipparcos»

Наиболее важную роль в исследованиях звезды Канопус сыграл космический спутник «Hipparcos», запущенный на околоземную орбиту 8 августа 1989 года.