Звезда Денеб

ДенебЛегендарная звезда Денеб или Альфа Лебедя – это один из наиболее ярких объектов ночного неба. Она расположена в созвездии Лебедя и представляет собой главную звезду этого космического образования.

Общая характеристика

По своей яркости Денеб превосходит многие звезды ночного неба. По некоторым подсчетам его яркость в 67 тысяч раз превышает солнечную. Нам повезло, что эта звезда находится на таком огромном расстоянии от Земли – примерно, полторы тысячи световых лет. Иначе, если бы Денеб находился, скажем, на таком же расстоянии от Земли, на котором сейчас находится Сириус (8,5 световых лет) он своей яркостью затмевал бы сияние полной Луны в ночном небе.

Созвездие Лебедь

Поскольку звезда Денеб входит в число 20 самых ярких звезд ночного неба, ее трудно не заметить на ночном небосводе. Особенно хорошо она видна летом. В это время года, звезда Денеб вместе с двумя другими крупными звездами – Альтаир и Вега, образуют так называемый летне-осенний треугольник. Данный треугольник представляет собой один из самых известных астеризмов, которые можно наблюдать в период с лета по осень в средних широтах Северного полушария.

Большой Летний Треугольник

Ежегодное образование данного треугольника не могло долго оставаться незамеченным. Уже в описаниях древних вавилонян современные историки находят упоминания о данном астрономическом явлении. Также там встречается информация об «удивительной красоты созвездии, по форме напоминающем лесную жар-птицу с ярким, пестрым хвостом».

Красивое созвездие Лебедя

Астрономы предполагают, что именно так древние вавилоняне называли созвездие Лебедь, ярчайшей звездой которого является Денеб. Упоминания об этой звезде встречаются также в древних египетских и иранских текстах.

Происхождение названия

Само слово «денеб» происходит из арабского языка и переводится как (не смейтесь!) «хвост курицы». Да, только древние вавилоняне видели в созвездии Лебедь красивую птицу-жар-птицу. Арабы были менее романтичны, и видели в созвездии Лебедь обычную курицу. Созвездие Лебедь почему-то напоминало древним арабам именно эту птицу, поэтому все звезды данного астрономического скопления имеют имена, которые символизируют те или иные части куриного тела.

Например, имя звезды Дженах – первой звезды правого крыла созвездия Лебедя происходит от арабского «gienah», и означает «крыло». Имя центральной звезды созвездия – Садр, переводится с арабского как «грудинка». А название самой нижней звезды созвездия (если смотреть на него с Земли) – Альбирео, переводится как «клюв». А Денеб, соответственно, – это «хвост», хвост курицы.

Физические характеристики и размеры звезды

Сравнение размеров

У многих людей курица ассоциируется с толстым и неуклюжим животным, поэтому глядя на астрономические снимки звезды Денеб, любителям космоса сложно сопоставить это элегантное небесное тело с вышеназванной птицей.

Звезда Денеб относится к разряду голубых сверхгигантов – звезд класса А. Ее размеры настолько велики, что если поместить данную звезду в центр Солнечной системы, ее край достиг бы планеты Земля. А вот если поставить звезду Денеб рядом с нашим Солнцем, то оно было бы в 110 раз меньше этой звезды.

Расстояние до Земли

Выше мы указали, что звезда Денеб расположена на расстоянии полторы тысячи световых лет от Земли. На самом деле эта цифра довольно приблизительна, но в тоже время наиболее вероятная. Есть некоторые сложности в определении точного расстояния между Землей и звездой Денеб. Связано это с тем, что большинство звезд, которые находятся на расстоянии от нашей планеты свыше 1300 световых лет, имеют крошечный параллакс, который является основным критерием определения расстояния к отдаленным объектам. Большинство звезд, которые находятся на таком расстоянии от Земли, невозможно увидеть без специальных оптических приспособлений. Но только не Денеб! Эта звезда видна с Земли даже невооруженным глазом. А все из-за ее невероятной яркости.

Рекордсмен по яркости

Альфа Лебедя

Денеб – это одна из самых ярких звезд ночного небосвода. Поскольку точное расстояние к Денебу астрономам определить трудно, трудности предстают и в определении степени яркости данного небесного светила. По некоторым подсчетам яркость Денеба эквивалента свечению 60-250 тысяч наших Солнц, что не может не поражать воображение! За сутки Денеб излучает больше света, чем наше Солнце за сто сорок лет. А все потому, что звезда Денеб относится к классу голубых сверхгигантов, чьи интенсивные, внутренние термоядерные реакции настолько сложны, быстры и мощны, что заставляют эту звезду буквально пылать синим пламенем, способным озарить пределы далеких галактик.

Денеб – это достаточно крупная (ее масса равна массе 15-16 Солнц) и невероятно яркая звезда. Она относится классу голубых сверхгигантов – звезд, которые еще не до конца изучены астрономами. Благодаря чему вызывает живой интерес у многих любителей космоса.

Список самых ярких звёзд