Биография Леверье Урбена Жана Жозефа

Французский математик ЛеверьеФранцузский математик Леверье известен своими исследованиями в области небесной механики. После открытия Нептуна становится членом Парижской академии наук, иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Ученный известен, как автор множества работ о движении больших планет и устойчивости Солнечной системы.

Юные годы и начало карьеры

Место рождения Леверье в Сен-Ло (Манш), площадь Чам-де-Марс

Будущий астроном родился 11 марта 1811 года в Нормандии (город Сен-ло) в семье мелкого чиновника. Уже в школе мальчик проявил интерес к точным наукам, который был замечен и родителями. Они отправили сына на 2 года в Каенский колледж для изучения математики, который он окончил в 1830 году с намерением дальнейшего поступления в Политехническую школу.

Урбен Жан Жозеф провалил свой вступительный экзамен. Родители вынуждены были продать дом, чтобы послать сына на обучение в сильный на то время Парижский колледж Сен-Луи.

Ровно через год Леверье повторно сдает вступительные экзамены в Политехническую школу, и, на этот раз, успешно становится одним из ее студентов. Будучи студентом, он не проявлял особой привязанности к конкретной точной науке, но ему удавалось практически все, за что бы не брался.

Через три года будущий ученный оканчивает школу с отличием и получает право самостоятельно выбрать себе работу. Выбрав должность химика в одном из госучреждений (лаборатория Ж.Гей-Люссака), с 1835 по 1837 гг. он активно издает научные работы именно в области химии.

Первая статья Леверье по химии (1835г.)

В астрономию Леверье попал волей случая, ранее он этой наукой не интересовался. Но, в 1837 году в Политехнической школе становятся вакантными две должности ассистентов по астрономии и химии. Интересующую должность ассистента по химии отдали настоящему химику по призванию Анри Рено. Леверье доверили преподавать астрономию.

Несмотря на столь позднее открытие для себя науки астрономии (Леверье было уже 26 лет), его карьера развивалась очень стремительно. В 1839 году он представлен свой первый научный труд, который был высоко оценен. В этом же году поступает в Парижскую обсерваторию астрономом. В 1846 году под него была создана кафедра небесной механики, которую он же и возглавил. Спустя еще три года в университете была организована кафедра астрономии.

В 1854-1870 и в 1873-1877 (до самой смерти) занимал должность директора Парижской обсерватории.

Научная работа

Главные научные работы Леверье посвящены небесной механике. Наиболее известное достижение ученого – открытие планеты Нептун. Свое открытие ученый сделал на основе математического анализа проведенных ранее астрономических наблюдений. В 1845 году ему поручили изучить аномалии в движениях Урана. Ученый выдвинут теорию, что причиной являются гравитационные возмущения со стороны неизвестного объекта.

Леверье обратился за помощью немецкому астроному Галле, который после длительных исследований подтвердил расчеты француза.

Статья Леверье в журнале Лиувилля (1840 г.)

После открытия Нептуна астроном занялся исследованием отклонений орбиты Меркурия. Исследования вызвали целую волну ложных открытий, но стали основой для выдвинутой в 1915 году теории относительности Эйнштейна.

В 1849 году разработал обширную программу, которая помогла уточнить теорию движения больших планет. Также Леверье активно занимался исследованием процесс образования астероидов. Ученый считал эти небесные тела результатом распада планеты под воздействием приливных сил Юпитера.

Карты погоды Франции и Европы, созданные в Обсерватории Парижа под руководством Леверье

Теория планет и планетные таблицы, разработанные Леверье, используется и сегодня Парижским Бюро долгот для составления различных астрономических ежедневников. Таблицы отличаются высокой точностью.

Стоит отметить и исследования в области изучения орбит комет и метеоритных потоков. Он провел вычисление кометы Лекселя, открытой в 1770 году, а также ряда других небесных тел. По его инициативе во Франции открыли сеть метеорологических станций.

Награды при жизни

Самым триумфальным годом в биографии ученого стал 1846, когда он открыл Нептун. Исследование принесло ему множество наград и дипломов от научных сообществ, иностранных академий наук. В этом же году его избрали членом Парижской АН.

В 1846 году ученый награжден медалью Копли Лондонского Королевского Астрономического общества. В 1868 и 1876 гг. был награжден Золотой медалью того же общества.

Леверье был почетным членом Петербуржской академии наук и немецкого Королевского Общества в Гетпшгене. Французский король сделал его офицером Почетного легиона, а король Дании присвоил наивысшее звание королевства.

Память

Памятник Леверье у Парижской обсерватории

Урбен Жан Жозеф Леверье скончался в 1877 году в Париже, там же и похоронен на кладбище Монпарнас. На территории Парижской обсерватории, которую он возглавлял до конца своей жизни, поставлен памятник выдающемуся астроному.

Гробница Леверье на кладбище Монпарнас в Париже

Также в честь французского ученого названы кратер на видимой стороне Луны, кратер на Марсе, астероид 1997 и кольцо Нептуна.