Шаровое скопление М3

М3 в созвездии Гончих Псов имеет и другие названия, среди которых — объект NGC 5272. Это скопление, имея видимую звёздную величину примерно 6,4m, при благоприятных условиях наблюдения может заметить человек, обладающий отличным зрением. Астрономы изучили М3 лучше, чем большинство из примерно 250 шаровых скоплений Галактики.

Шаровое скопление М3 оказалось первым, обнаруженным знаменитым астрономом Шарлем Мессье. Он зарегистрировал объект 3 мая 1764 года, положив начало созданию своего
знаменитого каталога. Учёный считал крохотное тёмное пятнышко обычной туманностью, и только в 1784 году Уильям Гершель обнаружил звёздную структуру скопления. Но он использовал телескоп, значительно мощнее, чем «труба» Мессье.

Интересные характеристики

Скопление расположено на расстоянии 33,9 тыс. световых лет от Земли, при этом количество звёзд в нём оценивают цифрой около полумиллиона. Радиус этого образования — 90 световых лет, масса всех звёзд равна 800 тыс. солнечных масс. Можно выделить тот факт, что шаровое скопление М3 содержит в себе 274 переменные звезды типа RR Lyra: по этому показателю ему нет равных в нашей Галактике!

Другой особенностью считается высокое содержание в скоплении молодых, голубых звёзд, что является определённой загадкой. Ведь возраст М3 составляет около 8 млрд. лет, и в нём, как и в других шаровых скоплениях, преобладают «возрастные», красные звёзды.

Наблюдение

Прямое вхождение: 13ч 42м 11,62с

Склонение: +28° 22′ 38,2″

В средних широтах М3 видно весной и летом. Наблюдается на краю Гончих Псов, в том месте, где созвездие стыкуется с Волопасом и Волосами Вероники.

Другой совет по поиску — провести линию между α Гончих Псов и Арктуром (α Волопаса), одной из ярчайших звёзд нашего неба. Примерно посреди этой линии окажется шаровое скопление М3.