Шаровое скопление М10

Скопление Messier 10 (NGC 6254) отстоит от Солнечной системы на расстоянии 14 300 световых лет. Его видимые размеры равны 20′ (по другим источникам — 15,5′), а диаметр составляет 83 световых года. Общее количество звёзд оценивают примерно в 250 тысяч, из них обнаружено 4 переменных.

М10 имеет яркость 6,6m, а его ярчайшая звезда — 12,3m. Возраст этого шарового скопления составляет 10,5 млрд. лет.

Шарль Мессье обнаружил скопление в последние дни мая 1764 года, о чём оставил записи в дневнике. В них он назвал объект «красивой круглой туманностью в поясе Змееносца». Звёздная структура М10 была понята астрономами намного позже.

Интересные характеристики

Это одно из самых плотных шаровых скоплений, особенно в центральной части. Его ядро кажется смещённым относительно гало (эффект кометы), но при сильном увеличении видно, что рядом есть другое подобие ядра. Благодаря повышенной плотности шаровое скопление М10 можно увидеть даже невооружённым глазом, но только в самые благоприятные моменты, обладая отличным зрением.

Масса скопления оценивается в 200 тыс. масс Солнца.

Наблюдение

Координаты скопления:

• прямое восхождение: 16ч. 57м. 09с;
  • склонение: — 04°05’58».

Исходя из координат, на территории России М10 можно наблюдать летом. Искать его следует в центральной части Змееносца, в 1º западнее звезды 30 Ophiuchi, или же в 3,5º восточнее шарового скопления М12. По распространённому мнению, это самое яркое скопление в Змееносце. Его отлично видно в полевой бинокль, а звёздная структура обнаруживается по краям при наблюдении в телескоп с апертурой от 120 мм. Чтобы увидеть двойственность ядра, нужна апертура от 350 мм.

В «марафоне Мессье» соседями скопления являются М12 и М107.