Рассеянное скопление h и χ Персея

NGC 869 и NGC 884 рассеянное скопление Хи и Аш Персея

Рассеянное скопление h и χ Персея – сияющий звездный тандем, спешащий с космической скоростью навстречу нашей Земле.

Созвездие Персей занимает часть небосвода в Северном полушарии и открыто для наблюдения почти весь год, исключая конец весны. Оно описано еще в античные времена Птолемеем. Большая часть созвездия размещается в Млечном Пути, при хороших обстоятельствах можно рассмотреть десятки звезд даже без применения оптики. Свое название образование получило от имени героя Древней Греции, победившего могучую Медузу Горгону и спасшего Андромеду от лап морского чудовища. Созвездия, названные в честь Персея и его жены Андромеды, находятся рядом на небосводе. Среди заслуживающих внимания объектов, расположенных на его площади в 615 кв. градусов, находится и двойное рассеянное скопление NGC 869/864 или h и χ Персея. Это светлое пятнышко при рассмотрении в телескоп превращается в два, расположенных рядом скопления красивейших звезд, каждое из которых включает более трех сотен сияющих точек. Немногие из объектов на нашем небосводе сравнятся по великолепию с двойным звездным скоплением Персея. Его многочисленные снимки украшают страницы астрономических журналов. Если вы еще не наблюдали h и χ Персея, то можете это сделать в ближайшую ясную ночь.

Происхождение и состав

Двойное звездное скопление h и x Персея

Рассеянное скопление – это сообщество звезд, имеющих одинаковый возраст и рожденных из частиц одного газового облака. В нашей Галактике астрономы нашли их больше 1 тыс., но этот показатель не дает полной картины, так как открыты еще далеко не все объекты. Две сияющие плеяды звезд, нашедшие приют в Персее, заметны с Земли невооруженным глазом. Благодаря прекрасной видимости и значительной звездной величине (5,3 m и 6,1 m), они описаны за 130 лет до н. э.  древнегреческим ученым-астрономом Гиппархом. Этот тип скопления по классификации Трюмплера – I3r, что означает сильную сосредоточенность, небольшой разброс яркости среди объектов и значительное количество звезд в системе.

Появление из одного молекулярного облака парных скоплений с разными центрами – не единичный случай. В Галактике их найдено 10, а соседние Магеллановы Облака располагают еще большим количеством таких объектов. Звезды, наполняющие собой h и χ Персея, имеют температуру выше, чем у нашего Солнца, а их юный возраст составляет всего 13 млн. лет (земному светилу – 4,5 млрд.). Каждая группа скопления удалена примерно одинаково, промежуток между объектами и нашей системой составляет 7000 св. лет. Между собой же они расположены в относительной близости, расстояние исчисляется в несколько сотен световых лет.

Особенности, характерные для рассеянных скоплений

Звезды сверхгиганты

Такие группы светил возникают не случайно. Рожденные из общего вещества и в одно время, они имеют сходные показатели по цвету и светимости. Ключевая их часть принадлежит главной последовательности. Но на определенном этапе крупные звезды ее покидают. В скоплении h и χ Персея замечено несколько оранжевых гигантов. Благодаря маленькому возрасту объекта процессы образования звезд здесь еще не закончены. Второе характерное качество рассеянных скоплений – точное расположение в плоскости Галактики.

Судьба рассеянных скоплений

Жизненный цикл таких образований невелик. Этим они отличаются от шаровых скоплений, насчитывающих сотни тысяч объектов, устойчивых и долговечных. Рассеянные – не так велики и распадаются спустя несколько миллионов лет. Излучение, исходящее от молодых звезд, способно выталкивать газ, из которого создана система. Это снижает массу скопления до критического уровня, и оно разлетается. Обычно скорость убегания (преодоления гравитации системы) ниже скорости самих светил, а при близком прохождении одного около другого, она существенно возрастает, приводя к убавлению количества объектов в рассеянном скоплении. Разрушает их стабильность и влияние внешних сил. В большинстве ситуаций это гравитация близких массивных тел. Концом эволюции скопления может стать возникновение звездной ассоциации – перемещающейся в одном направлении с однозначной скоростью группы звезд.

Рассеянные скопления – ценность изучения

Постижение свойств рассеянных скоплений, составные части которых находятся на тождественном расстоянии от Земли и имеют одинаковый возраст, помогают понять процессы звездной эволюции. Анализ содержания легких элементов, таких как бериллий и литий, в составе их светил позволяет оценить степень перемешивания вещества в глубинах звезд. Результаты подобных исследований повергли физиков в замешательство, так как количество элементов оказалось ниже предполагаемого, предсказанного моделью звездного развития. Неоценимо значение их изучения и при подсчете расстояния до отдаленных объектов. Рассеянные скопления стали одним из основополагающих факторов при построении шкалы интервалов до ближайших Галактик.

Какой период года лучше подходит для наблюдения скопления?

Созвездие Персей

Осенью созвездие Персей достигает зенита, поэтому для качественного наблюдения предлагается именно это время года. Если вы решили отыскать интереснейшее двойное скопление h и χ Персея, то лучше всего начинать это делать на свободной от застройки местности. Повернувшись на северо-восток, найдите группу звезд в форме «W» – это Кассиопея, которая и станет отправной точкой. Созвездие Персея ищите ниже и левее от нее, ориентируясь на его ярчайшее светило Мирфак, находящееся в 40º юго-восточнее Кассиопеи. Прямая линия, мысленно проведенная от нижней вершины «W» к Мирфак, пройдет через искомое скопление. Благодаря своей яркости и красоте оно не останется незамеченным. Двойное скопление h и χ Персея доступно зрителям в течение всей ночи. При рассмотрении NGC 869/864 даже в бинокль, объект уже выглядит гораздо интересней. А при использовании телескопа, увеличивающего изображение в 60-80 раз, можно не только посчитать крупные звезды, но и насладиться грандиозным космическим зрелищем.

Интересные факты

Рассеянное скопление h и χ Персея (NGC 869/864), также как иные небесные объекты, не стоит на одном месте, а движется вполне целеустремленно. Его путь направлен в сторону Земли, и с каждым годом оно приближается к нашей планете со скоростью 22 км/с. Попробуйте вычислить количество тысяч лет, оставшееся до встречи этих двух космических странников. Такой тренинг хотя бы приблизительно позволит оценить реальную необъятность Вселенной.

В фантастическом романе Сергея Снегова «Люди как боги» двойное скопление h и χ Персея заселено Разрушителями, господствующими в Галактике. Как вы думаете, почему именно эту россыпь звездных систем знаменитый писатель сделал оплотом воинственной космической цивилизации?