Космонавт Гречко Георгий Михайлович

Космонавт: Гречко Георгий Михайлович (25.05.1931 г.)

• 34-й космонавт СССР (75-й в мире),
  • Длительность полета (1969 г.): 29 сут 13 ч 20 мин, позывной «Зенит-2»
  • Длительность полета (1977 г.): 96 сут 10, «Таймыр-2»
  • Длительность полета (1980 г.): 8 сут 21 ч 13 мин, «Чегет-2» (на старте), «Памир-2» (во время посадки).

Биография

25-го мая 1931-го года в Ленинграде появился на свет выдающийся космонавт Георгий Гречко. В 16 лет принимал участие в работе заполярной геолого-разведочной экспедиции, проходящей на Кольском полуострове. В 1949-м году стал выпускником средней школы, после чего поступил и с отличием завершил Военмех институт в Ленинграде. Последний год обучения Георгий Михайлов работал техником и инженером в ОКБ-1, городе Калининград, Московская обл. Свой диплом Георгий защищал также в ОКБ-1, получил квалификацию инженера-механика. Дальнейшая деятельность будущего космонавта проходила в ракетно-космическом бюро ОКБ-1, где Георгий работал старшим инженером, а позже – начальником группы одного из отделов.

Космическая подготовка

В 1964-м году будущий космонавт проходил медицинское обследование в рамках программы полета на корабле «Восход». Однако, Георгий не получил допуск к полету.

Летом 1965-го года  вновь проходил обследование для набора в отряд космонавтов, первый от ОКБ-1. Медобследование прошел успешно. В 1966-м году стал кандидатом в космонавты-испытатели. В течение следующего полугода совершал парашютные прыжки, участвовал в полетах в условии микрогравитации на летающей лаборатории Ту-104, также проходил испытания в барокамере. Георгий принимал участие в водных тренировках на модели спускаемого аппарата корабля «Союз».Позже, в том же году проходил подготовку уже в ЦПК в рамках полета на корабле «Союз», однако во время прыжка с парашютом сломал ногу, в результате чего выбыл с подготовки.

В 1967-м году Георгий Гречко стает кандидатом технических наук, защищая диссертацию на тему систем посадки межпланетных станций моделей «Луна-9» и «Луна-13».

В 1968-м году Георгия Михайловича зачисляют в отряд космонавтов в качестве космонавта-испытателя КК «Энергия» (ОКБ-1 или ЦКБЭМ). В том же году отправился в Республику Сомали для подробного изучения звезд неба Южного полушария. Д 1975-го года проходит ряд подготовок к различным программ полета на космических аппаратах серии «Союз».

Первый полет

11-го января 1975-го года бортовой инженер Гречко и командир экипажа Губарев стартовали с площадки Байконура на борту «Союз-17». Таково было начало 1-й экспедиции на орбитальную станцию «Салют-4».Одной из основных задач полета были астрофизические наблюдения и эксперименты.

Однако позже было выявлено, что основное зеркало телескопа, расположенного на борту станции, было повреждено. Экипаж, в т.ч. и космонавт Гречко работал над устранением  неполадки. В результате полной отдачи данному ремонту, Георгий Михайлович стал нарушать режим отдыха и труда. Космонавту сделали выговор со следующими комментариями: «Телескоп снаружи станции, в то время как ты внутри. По причине отсутствия скафандров, выход в открытый космос невозможен. Ремонт же телескопа с борта станции – пустая трата времени». Несмотря на указы руководства, за счет времени для приема пищи и сна, используя в ремонте даже медицинское оборудование, Георгию удалось починить телескоп. Примечательно, что спустя несколько лет к настойчивому космонавту обратился один астроном, нашедший новый неизвестный астероид, который назвал в честь отважного бортового инженера – Георгия Гречко.

9-го февраля 1975-го года экипаж первой экспедиции возвратился на Землю. Георгий Гречко был удостоен таких почетных званий как Летчик-космонавт и Герой Советского Союза. Дальнейшая подготовка Георгия Михайловича проходила также в рамках полетов на орбитальную станцию.

Второй полет

10-го декабря 1977-го года космонавты Г. Гречко и Ю. Романенко составили первую экспедицию на станцию «Салют-6». Так как попытка предыдущего корабля «Союз-25» стыковаться со станцией окончилась безуспешно, на этот раз экипаж «Союз-26» пристыковался к задней части «Салют-6». Космонавты выполнили полуторачасовой выход в открытое пространство для обследования переднего стыковочного узла, у которого не было обнаружено неполадок. Вскоре на борт станции прибыла экспедиция посещения с двумя космонавтами, которые вернулись на Землю на борту «Союз-26», оставив на орбите свой корабль «Союз-27». Спустя три месяца нахождения на «Салют-6» космонавты Гречко и Романенко перешли на борт «Союз-27», отстыковались от станции и направились в сторону Земли.

После окончания второго полета Георгий Гречко занимается испытаниями космической аппаратуры и техники. В 1983-м году начинается его очередная подготовка к будущему космическому полету на станцию «Салют».

За год до своего последнего полета космонавт Гречко защитил диссертацию доктора физико-математических еаук.

Третий полет

17-го сентября 1985-го года «Союз-Т-14» стартовал с Байконура. Командир экипажа В. Васютин, бортинженер Г. Гречко и космонавт-исследователь А. Волков отправились на «Салют-7» в рамках 5-й экспедиции. На этот раз космонавт Гречко пробыл на орбите Земли чуть более недели, и после выполнения всех поставленных задач, 26-го сентября, вернулся домой.

Дальнейшая жизнь

На следующий год после окончания своей последней космической миссии, космонавт Гречко перевелся из организации «Энергия» в институт физики атмосферы при Академии наук, где был инструктором-космонавтом-испытателем, а также заведующим лаборатории по атмосферным исследованиям Земли.

После – в 1993-м году стал председателем консультативного органа ООН – Международной Федерации мира. Сегодня на счету выдающегося космонавта Георгия Гречко больше 28-ми научных публикаций, соавтор документального кино «Командировка на орбиту».