Глобулы

Глобулы, снимок телескопа VLT

Глобулы – газово-пылевые облака с рекордно низкой для космоса температурой. Они образуются в тех областях Вселенной, где зарождаются звезды.

CG4, кометарная глобула в созвездии Парусов

Глобулы представляют собой темные образования из пыли и газа, которые можно наблюдать на фоне космических туманностей или отдаленных звезд. На сегодняшний день глобулы являются малоизученным астрономическим объектом. Тем не менее, современные ученые прилагают все усилия для того, чтобы поближе познакомиться с этими интересными объектами.

Так, ученым уже известно, что глобулы имеют относительно небольшую массу, несмотря на их достаточно большие размеры. Вес одной глобулы редко превышает массу нашего Солнца. Бывают, конечно, и исключения. Иногда космологи встречаются в пространстве Вселенной глобулы, масса которых превышает вес Солнца и в 10, и даже в 100 раз!

Глобулы обладают чрезмерно высокой плотностью. Этот факт связан с их низкой внутренней температурой. Так, результаты исследования показали, что температура глобулы редко превышает 30 Кельвинов, а температура большинства глобул редко достигает и восьми. Такая низкая производимость тепла заставляет вещества, из которых состоят глобулы, объединяться в молекулы. А кстати, из чего состоят эти космические фантомы?

Из чего состоят глобулы

IC 1396 или туманность Слоновий хобот

При помощи современного оборудования ученым удалось проанализировать химический состав глобул. Эти астрономические объекты представляют собой не что иное, как облака пыли и газа, объединенные гравитационными силами. Что касается конкретных химических элементов, то глобулы в основном состоят из водорода, оксида углерода и гелия – наиболее распространенных газов во Вселенной. Также существуют данные о том, что в глобулах были обнаружены элементы кремния.

Высокая плотность обоснована тем, что такие вещества, как углерод и водород под влиянием низких температур, начинают объединяться в молекулы из отдельных атомов, которыми они являются при высоких температурах. Слияние в молекулы – плотное вещество, является причиной высокой плотности глобул. Эти космические облака являются практически полностью темными и непроглядными даже для самых современных оптических приборов. Это одна из наиболее известных их характерных особенностей.

Исследование глобул

IC2944

Глобулы внутри туманности Бегущий Цыпленок (IC 2944).

Практически все темные туманности можно отнести к глобулам. Об этом говорит знаменитый каталог Эдварда Эмерсона Барнарда, который в 20 веке включил туда 349 темных туманностей. Наиболее известными их примерами являются: туманности Конская голова, Угольный мешок и Змея, фрагменты туманности Орла и молекулярное облако Барнард 68. Если говорить конкретнее, в каталоге вы можете встретить порядка двухсот туманностей.

Большинство глобул было открыто и исследовано астрономами при помощи современных телескопов, в частности орбитального телескопа Хаббл. Например, при помощи телескопа Хаббл были получены детальные фотографические снимки Глобул Теккерея в объекте IC 2944, которые были открыты в 1950 году.

Детальный снимок глобулы Теккерея

Хаббл – далеко не единственный прибор, позволяющий запечатлеть эти странные космические объекты.