Звезда Альфард

Альфард и созвездие Гидры

Альфард (др. названия: Альфа Гидры) – звезда, которая находится на расстоянии около 177 св. лет (54 парсек) от Солнца, в созвездии Гидры. Является самой яркой звездой созвездия.

Арабское название звезды переводится как «одинокая». Название подчеркивает тот факт, что вблизи Альфарда нет других столь ярких звезд. В силу своего расположения – в центре Гидры, данную звезду также называют Сердцем Большого Змея, Сердцем Гидры или Уединившейся змеей. Под Гидрой подразумевается мифическая водяная змея, по словам древних греков, поверженная Гераклом.

Альфард в созвездии Гидры

Альфард — сердце Гидры

Характеристики Альфард

• Масса — 2.67 — 3,39 массы Солнца
  • Радиус – 46,5 — 54,5 радиуса Солнца
  • Температура — 4 120 К
  • Светимость — 702 — 858 светимостей Солнца
  • Возраст – 420 млн лет
  • Спектральный класс– K3 II-III

Данные для наблюдения: прямое восхождение – 09 ч 27 м 35.2 с, склонение -08° 39′ 31″, видимая звёздная величина 2,00. Созвездие Гидры полностью видна в южных районах Евразии. Саму же звезду Альфа Гидры лучше всего наблюдать в марте-апреле. Для стран бывшего СССР Альфард будет располагаться в южной части неба примерно 20-30° над горизонтом (25° — на широте Москвы).

Фото звезды Альфард

Физические особенности

Альфард является оранжевым гигантом, то есть находится на поздних этапах своей эволюции и вскоре превратится в красного гиганта. Звезда обладает следующей особенностью: колебания ее радиальной скорости коррелируют со сдвигом спектральных линий с периодом от пары часов до нескольких дней. Данное явление вызвано звездными пульсациями, подобно тем, которые протекают на Солнце, а потому Альфа Гидры является объектом астросейсмологических исследований.

Примечательно, что в атмосфере звезды астрономы заметили избыток бария. Данный химический элемент обычно производится на поздних этапах существования звезды, которых Альфард еще не достиг. Ученые объясняют подобные явления наличием у звезды более массивного спутника, который быстрее эволюционирует. Когда такой спутник дойдет до стадии красного гиганта и «сбросит» верхние слои атмосферы (которые уже содержат барий), то они могут смешаться с атмосферой ближайшей звезды. Таким образом у Альфа Гидры в атмосфере мог оказаться нетипичный для данной звезды химический элемент. Некоторые исследователи предполагают наличие у Альфа Гидры спутника в виде двойной звезды с видимой звездной величиной 9,5m.