Шарль Мессье

Шарль Мессье – астроном из Франции, целью которого были вовсе не звёзды или галактики. Его главная страсть — кометы! Мессье систематически искал их на небе, посвятив этому занятию около 1100 ночей, и открыл в итоге больше дюжины «небесных странниц». За это король Людовик XV прозвал его настоящим «охотником за кометами» и присвоил звание «Военно-морской астроном», благодаря чему Мессье был принят во французскую академию наук, а потом и в другие зарубежные исследовательские общества. Но обо всём по порядку.

Семья и детство

Шарль Мессье появился на свет 26 июня 1730 года во французском городке Бадонвиллер в семье Николы Мессье, представителя королевской семьи, и Франсуазы Мессье. Шарль – десятый ребёнок пары, всего у них было 12 детей. Когда будущему астроному исполнилось 11, его папы не стало. Шарль получил начальное образование и принялся работать в аукционной конторе старшего брата, чтобы помочь прокормить семью. Там Шарль научился писать, составлять документы и рисовать чертежи, что сыграло немаловажную роль в его будущей карьере. Кстати, именно в тот период Мессье увидел первую в своей жизни комету (это была Большая «шестихвостая» C/1743 X1) и так впечатлился, что осознал: он должен связать с изучением небесных тел свою жизнь.

C/1743 X1

Первые шаги в науке

Когда Мессье исполнился 21 год, друг семьи помог ему устроиться помощником в обсерваторию военно-морского флота в Париже, основал которую Жозеф Никола Делиль. Поначалу он ценил Шарля вовсе не за рвение к науке, а за отменную каллиграфию. Мессье занимался изготовлением рукотворных копий карт. Потом Шарль уговорил ассистента Делиля обучить его основам астрономии и стал вести журнал наблюдений. Первые успехи не заставили себя ждать. И связано это было с кометой Галлея. Мессье должен был проверить вычисления орбиты этого небесного тела, сделанные Делилем. И нашёл в них ошибку! А в 1759 году, пересчитав данные, обнаружил саму комету. Правда, Мессье был не первым. За месяц до этого Галлею нашёл астроном из Германии.

Комета Галлея

Эта, на первый взгляд, неудача помогла Мессье сделать одну очень важную для науки вещь: во время поисков Галлеи он наткнулся на туманность, которую легко можно было спутать с кометой. Чтобы облегчить исследования, он начал формировать подобные объекты в список. Так было положено начало знаменитому каталогу Мессье, первое издание которого появилось в 1771 году и включало в себя 45 объектов. Спустя 9 лет вышел второй сборник, там было уже 68 объектов. Третье издание 1781 года с описаниями 103 туманностей и звёздных скоплений стало последним. К слову, оно до сих пор популярно среди поклонников астрономии по всему миру.

Всеобщее признание

Галлея не только подтолкнула Мессье к созданию списка туманностей, но и пробудила у него настоящую страсть к поиску комет. С тех пор он посвящал этому занятию большую часть своего времени и стал первым в мире постоянным «охотником за кометами», деятельность которого приносила немалые плоды. С 1760 года мимо Мессье не проскочила ни одна «небесная странница». Всего он открыл 44 кометы, 15 из которых – первым, ещё 5 – одновременно с другими астрономами. Причём Мессье не только стремился «ловить» кометы, но ещё и скрупулёзно изучал их, благодаря своему другу Жану де Сарону, вычислявшему орбиты «находок».

Карта звёздного неба Мессье

Параллельно с кометами Мессье изучал звёзды, а также солнечные и лунные затмения, в чём смог достигнуть немалых успехов. И всё это при отсутствии мощной аппаратуры! Благодаря достижениям он получил признание в научном обществе, причём не только во Франции, но и в Англии, Голландии и даже в России.

Великая французская революция и последние шаги в науке

За карьерным взлётом Мессье последовала череда неудач. В 1771 году он женился, однако всего через пару лет его супруга скончалась после родов, следом за ней и сын пары… Несмотря на сильнейший удар, Мессье продолжал усердно работать и даже стал одним из первооткрывателей Урана. К нему обратился Уильям Грешель с просьбой уточнить: не является ли увиденное им небесное тело очередной кометой? Расчёты Мессье и его напарника де Сарона показали: они действительно имеют дело с ранее неизвестной планетой. Вскоре после этого Шарля настигло новое несчастье. Во время прогулки он упал с большой высоты, сломав ногу, плечо и рёбра. Перелом бедра сросся неправильно, поэтому кость пришлось ломать заново. На восстановление Мессье потребовался год, однако его коллеги в своих воспоминаниях утверждали, что он так и остался хромым…

Здесь Мессье 71 год

Новой напастью для Шарля стала революция во Франции. Работу прекратили не только все академии, но и его обсерватория. Незадолго после этого был казнён верный напарник Мессье — де Сарон. Нелёгкий период переживала и семья Шарля, поэтому он в этот период старался быть рядом с близким и вернулся в Париж только лишь спустя два года, когда ему предложили стать одним из резидентов нового Национального института науки и искусств, а ещё через год – астрономом Бюро Долгот. В 1806 году Наполеон наградил его крестом Почётного легиона. Последнее наблюдение Мессье провёл в 1807, в этот период у него резко «упало» зрение, а потом и вовсе наступил паралич. В начале апреля 1817 года Шарль Мессье скончался… Ему было 86 лет. Прошло уже не одно столетие, но его имя до сих пор живёт в сердцах многих астрономов мира. В честь Мессье также назван кратер в Море Изобилия на Луне.