Мицар и Алькор

Мицар и АлькорСогласно арабской мифологии благородные Мицар и Алькор – это воплощенные лошадь и всадник, а рассмотреть последнего на ночном небе по силам лишь человеку с достаточно острым зрением.

Большая Медведица

Ковш Большой Медведицы, Мицар и Алькор это вторая звезда начиная с ручки «ковша»

Известнейшее созвездие в Северном полушарии – это Большая Медведица или Ковш. Оно обозначается на небосводе композицией из семи звезд. Предпоследней точкой на ручке ковша является Мицар. Присмотревшись к нему внимательней, замечаешь тусклую звездочку рядом – это его неизменный спутник Алькор, вместе они образуют двойную систему. Но далеко не всегда наблюдаемые рядом объекты обладают общим центром тяжести и имеют физическую связь, часто это только оптическое единство.

Более яркая звезда Мицар имеет величину 2,4 и характеризуется высокой температурой (подкласс 1), а ее спутница Алькор, со звездной величиной 4,02, более холодная (подкласс 5). Они принадлежат к одному спектральному классу A.

Схема взаимосвязи звезд

Звезды вблизи

Эта система провозглашена первой в истории астрономии двойной звездой. Немного позже с помощью телескопа Дж. Риччоли рассмотрел, что Мицар сам состоит из двух космических объектов A и B. На этом цепочка разделений на составляющие не закончилась. В начале XX века выяснилось, что каждый компонент, в свою очередь, – это двойная звезда. Исследования, проведенные спектроскопическим методом, показывали регулярные отклонения линий. Путем простых арифметических подсчетов было определено, что получаемая в сумме система состоит из 5 частей.

Мицар A

Из-за значительной удаленности от мицаровской группы не все астрономы соглашались рассматривать Алькор как полноценную часть конструкции, ссылаясь на погрешности их взаимодействия и движения.

В пространстве объекты разнесены на расстояние 12 угловых минут или больше, чем на четверть светового года. Для наглядности – это 17 тыс. дистанций от Солнца до Земли.

Открытие напарницы Алькора

Только в 2009 году группа ученых университета Рочестера под руководством Э. Мамажека, рассматривая снимки, установила, что Алькор тоже двойная звезда.

Алькор А и В

Для этого им пришлось обработать отдельные фотографии при помощи специальной программы, убирающей блики основного светила, затмевающего красного карлика. Скрывать свою природу столь значительный срок ему позволяли миниатюрные размеры, его вес составляет треть от нашего Солнца. Наличие Алькора B объясняет несогласования в движении звезды, которые препятствовали признанию гравитационной связи между Мицаром и Алькором. Занявшись дальнейшими исследованиями, ученые высчитали направление движения и скорость компонентов двойных звезд. В тот же период независимая группа исследователей установила наличие двух составляющих системы Алькора, чем подтвердила работу рочестерских астрономов.

Исследования продолжаются

Открытие шестого компонента в системе объяснило существование рентгеновского излучения, нехарактерного для белых звезд, а для красных карликов оно привычное явление. Эта кратная система стала второй после Кастора, из найденных вблизи Солнца. Э. Мамажек продолжает изучение Алькора, считая, что не все тайны звезды разгаданы.

Интересные факты

Созвездие Большой Медведицы

На самом деле названия звезд с арабского переводятся не как «всадник» и «лошадь». Мицар означает «кушак», а Алькор – «забытая».

Во многих культурах находятся повествования об использовании Алькора для определения качества зрения будущих воинов. В Древнем Египте – в личные войска фараона, у арабов, греков и римлян – в лучники. В Японии человек, не различающий соседку Мицара, считался стариком, и значит – ему пришло время готовиться к смерти.

Но увидеть Алькор совсем не так уж и сложно, как утверждали древние, для этого не требуется исключительное зрение. А вы видите всадника на Мицаре?

Просмотров записи: 20150