Конденсат Бозе — Эйнштейна

Конденсат Бозе — Эйнштейна - пятое состояние материи

Конденсат Бозе — Эйнштейна — пятое состояние материи

Конденсат Бозе — Эйнштейна – специфическое агрегатное состояние агрегатное состояние вещества, которая представлено по большей части бозонами в условиях сверхнизкой температуры.

Является конденсированным состояниям бозе-газа — газа, состоящего из бозонов и подчиняющемуся квантовомеханическим эффектам.

Статистика Бозе — Эйнштейна

В 1924-м году индийский физик Сатьендра Нат Бозе предложил квантовую статистику для описания бозонов, частиц с целым спином, которые также были названы в честь него. В 1925-м году Альберт Эйнштейн обобщил труды Бозе, применив его статистику к системам, состоящим из атомов с целым спином. К таким атомам, например, относятся атомы Гелия-4. В отличие от фермионов, бозоны не подчиняются запрещающему принципу Паули, то есть несколько бозонов могут находиться в одном и том же квантовом состоянии.

Ученые Сатьендра Нат Бозе и Альберт Эйнштейн

Статистика Бозе — Эйнштейна способна описать распределение частиц с целочисленным или нулевым спином. Кроме того, эти частицы не должны взаимодействовать и должны быть тождественны, то есть неразличимы.

Элементарные частицы

Конденсат Бозе — Эйнштейна

Конденсат Бозе — Эйнштейна представляет собой газ, состоящий из частиц или атомов с целым спином. Как известно, частицы способны принимать сразу несколько квантовых состояний – так называемые квантовые эффекты. Согласно работе Эйнштейна, с понижением температуры количество доступных частице квантовых состояний будет уменьшаться. Причиной этому служит то, что частицы с понижением температуры все больше будут предпочитать наименее энергетические состояния. Учитывая то, что бозоны способны одновременно находиться в одном и том же состоянии, с понижением температуры они перейдут в одно и то же состояние.

Таким образом, конденсат Бозе — Эйнштейна будет состоять из множества невзаимодействующих частиц, находящихся в одном состоянии. Примечательно, что также с понижением температуры все более будет проявляться волновая природа частиц. На выходе будем иметь одну квантово-механическую волну в макромасштабах.

Данные распределения скорости (3 вида) для газа атомов рубидия, подтверждающие открытие новой фазы вещества, конденсата Бозе-Эйнштейна. Слева: перед появлением конденсата Бозе-Эйнштейна. Центр: сразу после появления конденсата. Справа: после дальнейшего испарения, оставляя образец почти чистого конденсата.

Как получить конденсат Бозе — Эйнштейна?

Впервые данное агрегатное состояние было достигнуто в 1995-м году американскими физиками из Национального института стандартов и технологии – Эриком Корнеллом и Карлом Вименом. В эксперименте использовалась технология лазерного охлаждения, благодаря которой удалость понизить температуру образца до 20 нанокельвинов. В качестве материала для газа использовался рубидий-87, 2 тысячи атомов которого перешли в состояние конденсата Бозе — Эйнштейна. Спустя четыре месяца немецкий физик Вольфганг Кеттерле также достиг конденсата в значительно больших объемах. Таким образом ученые экспериментально подтвердили возможность достижения «пятого агрегатного состояния» в условиях сверхнизких температур, за что в 2001-м году получили Нобелевскую премию.

В 2010-м году немецкие ученые из Боннского университета под руководством Мартина Вейца получили конденсат Бозе — Эйнштейна из фотонов при комнатной температуре. Для этого использовалась камера с двумя изогнутыми зеркалами, пространство между которыми постепенно заполнялось фотонами. В некоторый момент, «запускаемые» внутрь фотоны уже не могли прийти к равновесному энергетическому состоянию, в отличие находящихся там ранее фотонов. Эти «лишние» фотоны начали конденсироваться, переходя в одно и то же наименее энергетическое состояние и образовывая тем самым пятое агрегатное состояние. То есть ученым удалось получить конденсат из фотонов при комнатной температуре, без охлаждения.

Уже к 2012-му году удалось достичь конденсат из множества других изотопов, в том числе изотопы натрия, лития, калия и др. А в 2014-м году была успешно протестирована установка для создания конденсата, которую в 2017-м году отправят на Международную космическую станцию для проведения экспериментов в условиях невесомости.

Применение конденсата

Хотя данное явление сложно представить, как и любые квантовые эффекты, подобное вещество может найти применение в широком спектре задач. Одним из примеров применения конденсата Бозе — Эйнштейна является атомный лазер. Как известно, излучение, испускаемое лазером, является когерентным. То есть фотоны такого излучения имеют одинаковую энергию, фазу и длину волны. Если же фотоны будут находиться в одном квантово-механическом состоянии, как в случае с конденсатом Бозе — Эйнштейна, то существует возможность синхронизировать данное охлажденное вещество, чтобы получить излучение для более эффективного лазера. Такой атомный лазер был создан еще в 1997-м году под руководством Вольфганга Кеттерле – одного из первых ученых, создавших конденсат.

Метод получения конденсата из фотонов, который был использован немецкими учеными в 2010-м году может найти применение в солнечной энергетике. По мнению некоторых физиков, это позволит повысить эффективность солнечных элементов в условиях пасмурной погоды.

Конденсат Бозе — Эйнштейна - графическая визуализация

Конденсат Бозе — Эйнштейна — графическая визуализация

Так как конденсат Бозе — Эйнштейна был получен относительно недавно, сферы его применения еще точно не определены. Однако, по мнению различных ученых, конденсат может быть полезен во многих областях, начиная от медицинского оборудования и заканчивая квантовыми компьютерами.

Просмотров записи: 20955