Карл Сейферт

Карл Кинан Сейферт (1911 – 1960 гг.) – выдающийся астроном из Америки, который всю свою жизнь посвятил изучению звёзд и нашёл совершенно новый тип галактик, позднее названный в его честь. Открытие Сейферта опередило научный «фон» того времени, и не было принято астрономическим обществом. Интерес к работам исследователя возрос лишь спустя 20 лет после его смерти и не иссякает по сей день.

Начальный период

Карл Сейферт родился 11 февраля 1911 года в Кливленде, США. О семье и детстве будущего учёного практически нет информации. Известно лишь то, что после окончания средней школы он собрал вещи, покинул родной городок с намерениями поступить в Гарвардский университет. И ему удалось! Уже в 1933 году Сейферт окончил университет в числе лучших выпускников. За это время Карл так увлёкся астрономией, что решил остаться в местной обсерватории и продолжать изучать науку под руководством Харлоу Шепли.

Харлоу Шепли

Спустя три года плодотворной работы Сейферта пригласили стать сотрудником обсерватории Мак-Доналд Техасского университета. В 1940 году он перешёл в Калифорнийский Маунт-Вилсон, и этот шаг обернулся для него большим успехом.

Сейфертовская галактика

В обсерватории Маунт-Вилсон Карл продолжал заниматься делом своей жизни – изучением звёзд, населяющих Вселенную. Исследуя спектры галактик, он одним из первых заметил, что в ядрах некоторых из них прослеживаются мощные, внушительных размеров эмиссионные линии. Это говорит о том, что там находится огромное количество горячего межзвёздного газа, который при этом движется с огромной скоростью. Причём внешне такие галактики практически ничем не отличаются от нормальных, спиральных. Сейферт спешил поделиться своим открытием с миром и выпустил о нём статью. Однако она не вызвала у его коллег-учёных никакого интереса… Он появился лишь спустя 20 лет, когда произошли открытия в области радиоастрономии. С тех пор галактики с активными ядрами гордо носят имя своего первооткрывателя – Карла Сейферта.

Другие открытия

В 1942 году Сейферт вернулся на свою родину, в Кливленд, где стал сотрудником местного технологического института. По данным некоторых источников, там он работал с военными и даже участвовал в нескольких секретных исследованиях. Параллельно с этим Сейферт был сотрудником обсерваторий Уорнера и Суэйзи. Вместе со своим коллегой Д. Поппером он занимался изучением величин звёзд, а также их скоростью и цветом. Всего учёным удалось установить параметры больше 100 звёзд. Помимо этого, Сейферта интересовала функция светимости звёзд Млечного Пути. Вместе с Я. Нассау и С. Мак-Каски им удалось получить первые цветные фотографии туманностей и звёздных спектров.

Секстет Сейферта

Последние годы жизни

В 1946 году Сейферта пригласили стать профессором частного исследовательского университета в Нашвилле. Он согласился, но был поражён скудностью и простотой оборудования местной обсерватории. Учёный уговорил руководство исправить ситуацию и начал сбор средств на строительство нового мощнейшего телескопа. Благодаря упорству Карл получил внушительную поддержку со стороны местных коммерсантов и властей. В итоге в 1953 году все строительные работы были завершены. Обсерваторию возглавил сам Сейферт, он руководил её работой до конца своих дней.

Заключение

Карл Сейферт погиб в автомобильной аварии в Нашвилле 13 июня 1960 года. Ему было 49 лет. У учёного осталась жена и двое детей… Благодаря своим открытиям Сейферт был членом многих научных ассоциаций по всему миру, в том числе и Лондонского королевского общества. За заслуги в астрономии его именем назван один из кратеров на обратной стороне Луны.