Ян Хендрик Оорт

Оорт Ян Хендрик – астроном из Голландии, член Нидерландской академии наук, основоположник радиоастрономии и один из ведущих исследователей вселенной в 20 веке. Его оригинальные и смелые идеи произвели настоящую революцию в науке, навсегда перевернув представление о строении не только комет, но и целых галактик.

Детство и юность

Оорт родился 28 апреля 1900 года в небольшом нидерландском городке Франекер. С детства любил книги и увлекался творчеством Жюля Верна. По словам самого учёного, именно работы этого писателя подтолкнули его заниматься наукой. После окончания школы поступил в Гронингенский университет, где его наставником стал Якoбуc Kaптeйн, он и вдохновил юношу заниматься конкретно астрономией. Среди людей, которые оказали на него немалое влияние был также физик Фpиц Цepникe.

Основные работы и достижения

После окончания университета в 1921 году Оорт трудился в Йельской обсерватории США. Через 4 года перешёл в Лейденскую обсерваторию, которой отдал больше 20 лет, и получил должность профессора Лейденского университета. Там он занимался изучением строения Вселенной и движением Галактик, немало сил он также бросил на космогонические гипотезы. В1927 году Оорту удалось доказать, что Галактика вращается вокруг своего центра, а ещё через 5 лет открыл «тёмную материю», из которой состоит внушительная часть Вселенной.

Особое значение для Оорта имело также изучение Млечного Пути, и в этой области не обошлось без успехов. Учёный сумел доказать, что существует галактическое гало – это скопление звёзд, которое вращается за пределами главного диска Млечного Пути. Эти достижения помогли Оорту войти во многие исследовательские ассоциации мира, однако его дальнейшей деятельности помешала Вторая мировая война…

В период нацистской оккупации немцы предлагали Оорту работать на них. Несмотря на трудное время, он принял решение, которое могло существенно повлиять на его жизнь и даже лишить её – ответил гитлеровцам отказом. За это астрофизик был уволен из академии и, соответственно, отстранён от работ в обсерватории. Он отправился в деревеньку Xaлxopcт, где находилась его семья, и все годы оккупации провёл там.

Облачное хранилище

После того, как фашистская Германия потерпела поражение, и жизнь стала возвращаться на круги своя, Оорт приехал в Лейден и снова получил должность директора обсерватории. В 1951 году он одним из первых стал использовать при изучении Галактики методы радиоастрономии. В итоге команда Оорта с помощью радиотелескопа нашла 21-сантиметровые радиоволны, исходящие от водорода, и благодаря этому сформировала новую карту Млечного пути, а также спиральной структуры Галактики и газовых облаков.

Самая известная работа Оорта – это гипотеза кометного облака. Учёный полагал, что вокруг Солнечной системы находится масштабное кометное облако из неисчислимого количества комет, орбиты которых заходят далеко за орбиту Плутона. Это явление разрешило проблему происхождения комет и было названо Облаком Оорта. Оно и сейчас читается чисто теоретическим объектом, однако в его существовании не сомневается ни один астроном в мире.

Самый большой телескоп

Ещё в 1950-х годах Оорт и его коллега Вальтер Бааде загорелись идеей сделать объединённую европейскую обсерваторию, причём не на территории Европы, а в Южном полушарии, откуда вести исследования гораздо целесообразнее, так как там лучше видны ближайшие спутники нашей Галактики и другие потенциально важные астрономические объекты. На поиск места ушло больше 10 лет. В итоге обсерваторию построили в горах Параналь, которые находятся в пустыне Атакама на севере Чили. Сооружение состояло из восьми огромнейших телескопов и было самым крупным в мире на тот момент. Назвали его довольно-таки просто: «Самый большой телескоп».

Обсерватория в горах Параналь в Чили

Последние годы жизни

В 1958 году Оорт был назначен президентом Международного астрономического союза. Он также награжден медалью Брюса Тихоокеанского астрономического общества, в 1946 – Золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества.
Скончался Ян Хендрик Оорт в начале ноября 1992 года в Лейдене… Он до последнего продолжал заниматься происхождением Галактики и исследовал Млечный Путь.