Биография Гиппарха Никейского

Гиппарх в обсерватории в Александрии

Великий древнегреческий ученый и естествоиспытатель Гиппарх (Hipparcos) Никейский появился на свет около 190 года до н.э. в местечке Никея (ныне город Изнея на территории современной Турции). Биографы Гиппарха и историки более поздних времен в своих трудах указывали, что почти всю жизнь знаменитый грек жил и работал на острове Родос. Его первые научные наблюдения датируются 162-м годом до н.э., последние – 127-м. Ушел из жизни Гиппарх там же, где провел всю свою яркую, наполненную великими научными открытиями жизнь, — на Родосе около 120 года до наступления новой эры.

Величайшим достижением Гиппарха научный мир признал открытие и исследование астрономической прецессии – явления, первоначально названного предварением равноденствий. Наблюдая с помощью экваториального кольца за звёздным небом, он заметил перемещения точек равноденствия, и сделал вывод, что в каждом следующем году равноденствие наступает раньше, нежели в предыдущем. Сравнивая самостоятельно выведенные астрономические координаты α Девы/Спика и измерения астронома из древнеегипетской Александрии Тимохариса, Гиппарх определил примерную скорость прецессии – около 1о за сто лет.

Звёздный наблюдатель

Гиппарх в своей обсерватории в Александрии

Наш современник, американский историк астрономии Ноул Свердлов, оценивая неоспоримые заслуги Гиппарха, тем не менее, утверждал, что каталог звёздных координат, которым пользовался грек, был не совсем точным. Современные данные о скорости прецессии составляют 1о за 72 года. Гиппарху для проведения измерений понадобилось вычислить разность между сидерическим и тропическим периодами обращения Земли. Как предположил Свердлов, такие измерения первым провел за сто пятьдесят лет до описываемых событий Аристарх Самосский. В таком случае, основная заслуга грека – в подробнейшем исследовании уникального астрономического явления прецессии, а не в его открытии.

Другим неоспоримым достижением древнегреческого астронома является каталог звезд, который он составил первым из европейских ученых древнего мира. Гиппарх продолжил работу, начатую в III веке до н.э. Тимохарисом, позже – Аристилом Александрийским и Плинием Старшим. В каталог вошли координаты свыше одной тысячи звезд. Идея составления подробного перечня небесных светил из «надлунного мира» появилась у Гиппарха после наблюдения редчайшего астрономического явления – появления в 134 году на небосводе сверхновой в созвездии Скорпиона.

Гиппарх Никейский

Кроме координат в каталог вошли данные о яркости звёзд и предположения об их возможном появлении и исчезновении с небосвода. Гиппарх мог выдвигать гипотезу о том, что звезды на небе не неподвижны. Об этом свидетельствуют потомки: «Места и яркость звезд по Гиппарху, их появление и исчезновение – не движение ли это?». Тем не менее, астрономическая наука считает грека сторонником учения о неподвижности звёздных светил.

Дискутируя о научной составляющей труда Птолемея «Альмагест», российские астрономы Андрей Дамбис и Юрий Ефремов выдвинули предположение о том, что вопреки утверждениям Птолемея о личном наблюдении за звёздами из каталога, его автором является именно Гиппарх. Гипотеза Ефремова и Дамбиса имеет право на существование, так как им удалось определить примерную эпоху составления каталога путём сравнения древних данных о местоположении светил с современными расчётами.

Жизненный календарь

Как и многие другие естествоиспытатели древности, Гиппарх внёс свою лепту в работу над календарём, рассчитав сколько длится тропический год по промежутку между летними солнцестояниями. Их наблюдали Аристарх в 280 году до н.э., и Гиппарх в 135 году до н.э. Современная теория зиждется на расчетах Гиппархом и другими учёными продолжительности метонова цикла (6939 дней 14 часов 15 минут) – теоретической основы определения ежегодных дат Пасхи по ортодоксальному (православному) христианскому календарю.

Тематика трудов Гиппарха обширна, а результаты и до сегодняшнего времени во многом спорны. Не в последнюю очередь благодаря тому, что потомки грека на Олимпе астрономической науки пошли в своих рассуждениях, предположениях и расчётах дальше. Гиппарх — основоположник сложнейших расчетов, краеугольного камня современной астрономии и астрофизики — расстояния от Земли до Луны и Солнца, размеров и параметров орбит обоих светил.

Заслуги астронома оценены современной наукой. В его честь назван кратер на Луне и астероид №4000, открытый 4 января 1989 года в Японии. С 1989 года в течение 37 месяцев  вокруг Земли вращался орбитальный телескоп Hipparcos, собравший астрономическую информацию о миллионе звезд. Он продолжил дело, которое до наступления новой эры начал величайший древнегреческий учёный Гиппарх – муж, трудолюбец и поклонник истины.