Газ разорванный черной дырой нашей галактики

Телескоп VLT в реальном времени видит, как газовое облако подходит вплотную к монстру в центре Млечного Пути

На Очень Большом Телескопе VLT ESO впервые проведены наблюдения газового облака, которое было разорвано сверхмассивной черной дырой в центре Млечного пути.

Оно в настоящее время настолько растянуто, что его передняя часть уже прошла ближайшую к черной дыре точку и удаляется от нее со скоростью порядка 10 млн км/ч, тогда как его хвост все еще падает на последнюю.

Газовое облако будучи разорван черной дыры в центре Млечного Пути

История наблюдений

В 2011 Очень Большой Телескоп VLT обнаружил газовое облако, которое в несколько раз массивнее Земли, и которое ускоренно движется к черной дыры в центре нашей галактики. Сейчас оно находится в точке наибольшего сближения и новые наблюдения с VLT показывают, что оно сильно растянуто под действием сверхмощного гравитационного поля космического великана.

«Сейчас передняя его часть простирается на более чем 160 миллиардов километров вокруг орбиты черной дыры».

Моделирование газового облака, которео было разорвано черной дырой в центре Млечного Пути

Моделирование газового облака, которое было разорвано черной дырой в центре Млечного Пути

Поскольку газовое облако растягивается, свет от него становится все труднее наблюдать. С помощью инструмента SINFONI на VLT, ученые получили более 20 часов наблюдательных данных для участка вблизи черной дыры. Это глубокая экспозиция данного региона, которая наблюдалась с интегральным полевым спектрометром, что и дало группе возможность измерить скорости движения различных частей мимо центра галактики.

Последовательность изображений газового облака в центре нашей Галактики

«Самое удивительное, что мы сейчас наблюдаем — это то, что передняя часть облака вдоль по своей орбите снова движется к нам со скоростью более 10 млн км/ч, что около 1% от скорости света», — добавляет Рейнхард Гензель, руководитель исследовательской группы. «Это означает, что передняя часть прошла точку максимального сближения с черной дырой».

Компьютерное моделирование процесса

Происхождение

Это остается загадкой, хотя идей достаточно. Новые наблюдения сузят круг наиболее вероятных версий.

За этим уникальным событием в настоящее время внимательно следят астрономы по всему миру. Эта интенсивная наблюдательная кампания обеспечит богатство данных не только о газовом облаке, но и новых исследований близких к черной дыре областей, которые ранее не были изучены.