Экзопланета Gliese 15Ab

exoplanet

Рисунок художника, изображающая двойную систему красных карликов, в которой бала найдена экзопланета.

Окрестности вблизи Солнечной системы богаты планетными системами. В радиусе 20 световых лет мы уже обнаружили и газовые гиганты и скалистые планеты, вращающиеся ближе к материнской звезде, чем Меркурий у Солнцу.

Экзопланета Gliese 15Ab

Gliese 15Ab считается одной из самых близких известных экзопланет, располагаясь всего в 11,7 световых годах от Земли.

Gliese 15 WISE

Двойная звезда Gliese 15, ИК снимок телескопа WISE

Звезда Gliese 15 является двойной системой, с двумя холодными и тусклыми красными карликами, которые вращаются друг вокруг друга. Хотя красные карлики являются наиболее распространенным типом звезд в галактике, они настолько слабы, что ни одни их них (в том числе ближайшая звезда к Солнцу — Проксима Центавра) не видны невооруженным глазом.

Звезда Gliese 15A

Лучевые скорости для Gliese 15AB

Хотя для нас звезда Gliese 15A очень тускла, для экзопланеты, которая вращается вокруг нее, она очень яркая. Именно из-за этого мы не можем непосредственно увидеть экзопланету. Но движение экзопланеты сказывается на движении самой звезды. Планета как небольшой гравитационный буксир заставляет Gliese 15А раскачиваться на орбите, вращаясь вместе со своей планетой вокруг общего центра масс, известного как барицентр.

Как обнаружили экзопланету?

Gliese 15

Фотография Gliese 15

Движение звезды накладывает отпечаток и на ее спектр. Когда Gliese 15Аb отдаляется от Земли, спектральные линии материнской звезды сдвигаются к красным длинам волн. Когда она движется к Земле, спектральные линии сжимаются и становятся более коротковолновыми.

Телескопы КЕК

Телескопы-близнецы КЕК

10-метровый телескоп КЕК, с детектором высокого разрешения, может увидеть такие небольшие изменения у звезды. По этим крошечным колебаниям, астроном Эндрю Ховард и его коллеги подсчитали, что экзопланета в 5,35 раз больше по массе, чем Земля и обращается вокруг своей звезды всего за 11,44 дней, что относит ее в разряд горячих супер-Земель.

В долгосрочной перспективе, после других уточняющих исследований это может оказаться, что Gliese 15Аb представляет собой бледно-голубую точку или, другими словами, похожа на Землю. С другой стороны, этого может и не случиться. Вот так работает наука.