Биография Михаила Ломоносова

Михаил Васильевич ЛомоносовМихаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, первый отечественный академик, литератор и реформатор русского языка. Это достаточно выдающаяся личность, за свою жизнь он сделал массу важнейших открытий в физике, химии, астрономии и других областях.

Рождение и образование

Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова

Появился на свет Ломоносов 19 ноября 1771 году в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Современное село названо в честь ученого – Ломоносово. Его отец был крестьянином, отличным купцом, который занимался морским промыслом.

Пруд у восстановленной усадьбы Ломоносовых в селе Ломоносово

Михаил был единственным ребенком в семье. В возрасте 9 лет умерла его мать, после чего отец еще дважды женился. С 10 лет мальчик начинает работать вместе с отцом на его собственных судах помощником. В ходе частых путешествий, мальчик много думает об устройстве природы. Благодаря местному дьяку Михаил научился читать, обучился алгебре, грамматике и открыл для себя литературу.

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов подделал документы о своем происхождении. Он проучился в учебном заведении 5 лет, выучил латинский язык, изучил богословские и современные научные книги.

Образцы почерка М. В. Ломоносова: сверху 14-летнего и снизу 19-летнего

В 1735 году поступает в Санкт-Петербургский университет при Академии наук. Здесь юноша изучает физику, математику, делает первые попытки писать стихи. Уже через год отличной учебы получает возможность поехать на обучение в Европу. В Германии Ломоносов прожил 5 лет. В 1740 году покинул город по причине разногласия со своим наставником Генкелем.

26 мая 1740 году женится на дочери хозяйки квартиры, которую Ломоносов арендовал несколько лет. Первая дочь умерла в раннем возрасте. Второй раз ученый стал отцом сына Ивана в 1741 году, который также скончался в годовалом возрасте. В 1749 году родилась единственная выжившая дочь Ломоносовых Елена.

Успехи в науке

Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге

Всерьез заниматься наукой Ломоносов начал в 1737-1738 годах. В период обучения за границей он пишет свои первые работы. Дебютная работа начинающего ученого называлась «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» и была посвящена различным агрегатным состояниям.

Следующим исследованием стала диссертация в 1745 году на тему «О металлическом блеске», которая принесла ему профессорское звание и титул дворянина. Все научные работы Ломоносова отличаются точностью. В своих исследованиях и расчетах он практически никогда не ошибался.

Основные открытия ученого в области естествознания:

• изготавливал цветные стекла и краски;
  • подверг химическому анализу руды;
  • сформулировал основы кинетической теории газов;
  • открыл закон сохранения энергии;
  • объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния;
  • придумал основы физической химии.

Ломоносов поддерживал труды Коперника, поэтому занимался и изучением астрономии. Он открыл атмосферу на Венере, усовершенствовал механизм светоотражающего телескопа (современное название – система Ломоносова-Гершеля) и организовал множество научных экспедиций. Также именно он первым догадался, что звезда Солнце, — это огромный огненный шар.

Много новаторских идей ученый предложил и в области грамматики русского языка, сделав его более научным. Так, он ввел целый ряд новых понятий, например, горизонт, атом, молекула, температура. Ум и идеи ученого очень опережали время, поэтому многие работы были обнародованы уже после его смерти.

Ломоносов подготовил и издал множество учебников по химии, физике, металлургии, организовал многие химические производства. Также высоко были оценены и его творческие способности. Ученый известен также как поэт и художник.

Звания и награды

Диплом профессора химии Ломоносова 1745 год

В 1745 году Ломоносов стал первым академиком Петербургской АН. В 1760 году его делает почетным членом Стокгольмская академия наук, а в 1764 году – Болонская АН.

В феврале 1757 года императрица Екатерина возвела ученого в чин коллежского советника.

Посмертное признание

Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

Михаил Васильевич Ломоносов скончался в возрасте 53 лет 15 апреля 1765 года. Умер ученый из-за тяжелого воспаления легких. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сразу после кончины по приказу Екатерины все его научные труды были изъяты и бесследно исчезли.

В честь ученого названо:

• Город в Ленинградской области;
  • Многочисленные улицы, аллеи и площади по всей стране;
  • Московский институт тонкой химической технологии;
  • Столичный университет;
  • Горный хребет на Новой Земле;
  • Возвышенность на острове Западный Шпицберген;
  • Течение в Атлантическом океане и подводный хребет в Северном Ледовитом океане.

В 1956 года Академия наук Советского союза учредила Золотую медаль имени Ломоносова, которая вручалась ученым за выдающиеся достижения в области химии.