Астероид Штейнс

Каждый год на страницах газет и журналов появляются статьи, где рассказывается об очередном астероиде, напоминающем астрономам ракету, череп или чайник. Не стал исключением и астероид (2867) Штейнс, снятый зондом «Розетта» в 2008 году. Его очертания в точности повторяют форму ограненного алмаза — забавная шутка природы. Но, не смотря на примечательную форму, знаем о нем мы довольно мало — виной тому аномалия, произошедшая с аппаратурой зонда.

Характеристики Штейнса

Наиболее точно мы знаем его физические характеристики, часть которых была известна до прилета «Розетты». Штейнс причисляют к E-классу астероидов, которых в Главном поясе насчитывается всего 25. Отличаются астероиды E-класса высокой яркостью. Некоторые из них способны отражать больше 50% падающего на них света — Луна, к примеру, отражает не больше 12%.

Орбита астероида

Увы, но других фактологических данных о Штейнсе не так уже и много. Точно известно лишь следующее:

• Линейные размеры Штейнса — 6,6×5,8×4,4 километра, и его форма действительно напоминает бриллиант правильной огранки. Так как астероид достаточно мал, а «Розетта» не задействовала всего оборудования, остается лишь догадываться о массе астероида. Камера высокого расширения, позволяющая узнать состав из спектра астероида, не сработала, а датчик космической пыли не обнаружил никаких частиц. Нет у Штейнса и спутников — данных для анализа попросту не было.
  • Орбитальные характеристики Штейнса известны лучше всего. Еще на Земле был обнаружен период вращения вокруг оси астероида — 6 часов 2 минуты. Полный оборот вокруг Солнца Штейнс делает за 3,6 года, а отдаляется от светила он максимум на 2,3 астрономические единицы. Тут астероид ничем не выделяется среди тысяч его собратьев. Необычной можно назвать только ось его вращения, перпендикулярную орбите. Штейнс вращается геометрически правильно, что редкость среди космических тел.
  • А вот рельеф Штейнса уже интересен для астрономов. На астероиде насчитывают 23 кратера — и почему-то большая часть из них приходится на одну половину астероида. Самый крупный из них, Алмаз, буквально выщербил астероид. Удивительно, как удар, оставивший кратер в 2,1 километра в диаметре, не уничтожил Штейнс полностью. Другие кратеры не обладают фантастическими размерами.

Скудность данных, полученных Розеттой со Штейнса, объясняется спецификой пролета астероида. «Розетта», попав в зону активного облучения Солнцем на подходе к цели, не могла использовать полную свою мощность. Да и обзор Штейнса согласовали в последний момент — и был он, скорее, репетицией перед посещением астероида (21) Лютеция и кометы Чурюмова-Герасименко, нежели отдельным исследованием.

Открытие и исследование Штейнса

Первичный этап

Шесть последовательных снимков, сделанных КА Розетта при пролёте мимо Штейнса

Из-за небольшого размера, Штейнс был открыт довольно поздно — 4 ноября 1969 года. Заслуга принадлежит советскому астроному Николаю Черных, обнаружившему астероид на базе Крымской обсерватории. Раньше там был обнаружен первый в истории астероид, посещенный космическим зондом — (951) Гаспра.

Черных — видное лицо в советской и современной астрономии. Хотя умер Николай Степанович в 2004 году, состоянием на 2014 год он занимает 31 место в рейтинге первооткрывателей астероидов. Черных лично открыл 537 малых космических тел, 2 периодических кометы, написал больше 200 научных работ. Его деятельность нельзя отделить от деятельности его жены, Людмилы Черных — эта пара была неразрывна в тяге к звездам и исследованиям.

После Черных, астероид изучали Европейской южной обсерватории — одной из крупнейших на сегодня астролабораторий. В список ее заслуг входит обнаружение черной дыры в центре нашего Млечного пути. В рамках исследований Штейнса, обсерватория провела спектроскопию астероида. На основании этого были определены период вращения и приблизительный диаметр астероида. Тогда же Штейнс был причислен к классу E астероидов.

Зонд «Розетта»

Розетта вблизи кометы

Пролет «Розетты» в сентябре 2008 года уточнил имеющиеся и открыл новые сведения об астероиде. Однако масштаб полученной информации не впечатляет — «Розеттой» было сделано всего 7 снимков низкого разрешения, сделанных на скорости 8,6 м/с. Как известно, причиной такой скудности стал неожиданный отказ камеры всего за 9 минут до выхода на съемочную дистанцию. Из-за этого не были сняты и спектральные снимки, позволяющие определить состав Штейнса. По официальной версии, какой-то из параметров превысил норму — и чтобы защитить камеру от износа, она была переведена в безопасный режим.

Особенности пролета «Розетты»

Известно, что ученые до последнего момента не собирались исследовать Штейнс. Причину внезапного изменения решения лучше всех описал руководитель Отдела автоматизированного исследования космоса Европейского Космического Агентства Дэвид Саузвуд. Он сказал, что главной причиной исследования подобных Штейнсу астероидов является их потенциальная угроза Земле. И чем больше будет о них известно, тем больше станет шанс  справиться с ними в случае приближения. Кроме того, астероиды могут открыть секреты формирования Солнечной системы.

Заявление директора базируется на сопоставлении спектров Штейнса с другими астероидами. Это помогло обнаружить его «родственника» — астероид (3103) Эгер. Вероятнее всего, этот астероид и Штейнс раньше имели общего «родителя», который распался на несколько частей. Он принадлежит к околоземным астероидам и часто пересекает Земную орбиту. А если Эгер смог добраться до Земли, Штейнс близ земной орбиты — вопрос времени. К счастью, это время исчисляется миллионами лет, и у человечества есть фора для разработки средства противоастероидной защиты.

Особенности Штейнса

Но среди необычных характеристик Штейнса есть такие, которым ученые не смогли дать объяснение сходу. Например, одна сторона астероида более гладкая, чем вторая, и отражает больше света. Так как «светящаяся» сторона астероида была снята на подлете, ее качество куда хуже, чем стороны с кратерами. Но перепады яркости пикселей позволяют сказать, что на ней есть симметрическая структура — полоса по верхней линии «огранки» бриллиантового очертания Штейнса. Таким образом, астероид действительно повторяет очертаниями ограненный алмаз — по крайней мерой, целой своей частью.

Другая аномалия — это цепочка с семи глубоких кратеров приблизительно одинакового размера, спускающаяся вниз от кратера Алмаз. Астрономы считают, что это следы от группы метеоритов, одновременно врезавшихся в Штейнс. Похожее явление — правда, более масштабное — происходит и у нас, во время падения Персеид на Землю, известного как августовский метеоритный дождь. Такие метеоритные потоки формируются с остатков хвостов комет, которые притягиваются гравитацией Земли.

Интересный факт — зонд «Розетта», открывший миру Штейнс, назван на честь Розеттского камня, с помощью которого расшифровали древнеегипетские иероглифы в 1822 году. Символически это означало то, что «Розетта» должна была помочь открыть тайны вселенной, как и Розеттский камень раскрыл тайну египетского языка. Продолжил египетскую тему и центральный исследовательский комплекс зонда, OSIRIS, названный в честь египетского бога мертвых Осириса. Это совпадение стало источником множества конспирологических теорий.