Звезда Омикрон Кита

Омикрон Кита (др. названия: Мира) – двойная звезда, которая расположена на расстоянии 418 св. лет (128,15 парсек) от Солнца, в созвездии Кита.

Общие характеристики Омикрон Кита

• Масса — 1,18 массы Солнца
  • Радиус – 332 — 402 радиуса Солнца
  • Температура – 2 918 – 3 192 К
  • Светимость – 8 400 — 9 360 светимости Солнца
  • Возраст – 6 млрд лет
  • Спектральный класс – M7 IIIe

Звезда Бета Кита

Подробные наблюдения за звездой Мира позволили выяснить тот факт, что она двойная. Первый компонента системы – пульсирующая переменная звезда – красный гигант. И хотя в среднем видимая звездная величина объекта Мира A составляет 3,5, в зависимости от фазы активности, это значение может колебаться от 10m (невидно невооруженным глазом) до 2m.

Второй объект – Мира B является белым карликом. Так как второй компонент располагается вблизи красного гиганта, который сбросил верхние слои своего вещества, то последнее – притягивается белым карликом. Таким образом вокруг компонента B образовался горячий аккреционный диск из истекающего с красного гиганта вещества. По причине неравномерного поступления вещества на поверхность звезды, она также является переменной и ее видимый блеск колеблется от 9,5m до 12m.

Омикрон Кита

Омикрон Кита. Виден хвост перетекающего вещества с основного компонента на невидимый спутник.

Физические особенности системы

Фотографии в ультрафиолетовом спектр, полученные с орбитального телескопа GALEX в 2007-м году показали у Омикрон Кита наличие хвоста из пыли и газа. Данное открытие обескуражило исследователей, так как звезда Мира наблюдается уже более 400-ста лет, однако ранее хвост не удавалось обнаружить. Как оказалось, ранее фотографии данной звезды в фиолетовом диапазоне не производились. Длина обнаруженного хвоста составляет аж 13 световых лет, что в 3 раза больше, чем расстояния от Солнца до ближайшей звезды – Проксима Центавра. Хвост образовался в результате сброса звездой своего вещества. Так каждые 10 лет Омикрон Кита теряет массу, равную массе Земли. Если учесть длину хвоста и скорость движения звезды, то выяснится, что вещество в конце хвоста было сброшено около 30 тысяч лет назад. Полная масса потерянного звездой вещества равна более чем 3 000 массам Земли.

Мира с хвостом

Мира с «хвостом» (фрагмент фото, сделанного телескопом GALEX).

На формирование хвоста звезды Мира также влияет ее аномальное движения. В отличие от большинства звезд Млечного Пути, которые вращаются вокруг центра галактики вместе с межзвездным газом, данная звезда со скоростью 130 км/с движется сквозь галактическое облако газа. А высвобождаемая звездой материя «сдувается» обратно, что и приводит к образованию хвоста. В области спереди звезды наблюдается вздутие, некое уплотнение материи, вызванное движением звезды и разогретое в результате трения о межзвездный газ. Большая часть сброшенной звездой материи являются атомы водорода, которые постепенно теряют энергию на ультрафиолетовое излучение. Это излучение и обнаружил телескоп GALEX.

Мира в созвездии Кита

Данные для наблюдения: прямое восхождение – 02 ч 19 м 20,79 с, склонение -02° 58′ 39,5″, видимая звездная величина 2,0 – 10,1. Созвездие Кита можно наблюдать с территории Евразии круглый год, однако лучшие месяцы для наблюдения – октябрь — ноябрь.