Звезда Капелла

Звезда КапеллаЗаглядывая в звездное небо безоблачной летней ночью, мы замечаем немало ярких звезд удивительной красоты. Одной из них является Капелла.

Физические характеристики

Капелла, автор снимка F. Espenak

Эта звезда входит в число самых ярких наблюдаемых звезд, где занимает почетное шестое место, среди более чем 20-ти небесных тел. По своей яркости Капелла превзошла даже таких гигантов, как Бетельгейзе, Альдебаран и Фомальгаут.

Капелла ярче Солнца примерно в 77 раз. Масса каждой отдельно взятой звезды – Капелла Аа и Капелла Ab, равна 2,5 массам Солнца. Лучевая скорость звезды равна 30,2 километрам в секунду. Радиус Капеллы Аа равен 12,2, а Капеллы Ab – 9,2 радиуса Солнца. Температура – 4940 и 5700 градусов по Кельвину соответственно. Металличность звезды достигает всего лишь 40% от солнечной.

Данные показатели говорят о том, что Капелла – это звезда, которой предстоит постепенно закончить свой жизненный путь, что по человеческим меркам случится еще совсем нескоро.

Необычайная яркость звезды

Созвездие Возничий

Расположение Капеллы в созвездии Возничего

Капелла является 6-той по яркости звездой ночного неба и 3-ей по яркости в Северном Полушарии. Видимая звездная величина данного космического тела равна примерно нулю. А как мы знаем, чем меньше звездная величина, тем больше яркость самой звезды.

Созвездие Возничий

По некоторым подсчетам, яркость Капеллы эквивалентна свечению 78 наших Солнц. Этот достаточно большой показатель ученые объясняют несколькими фактами. Во-первых, звезда Капелла находится на относительно близком расстоянии от Земли – примерно 42 световых года. Во-вторых, Капелла – это двойная звезда, состоящая из двух равнозначных звезд-гигантов спектрального класса G. Яркость каждого из этих космических тел превышает яркость нашего Солнца в 77-78 раз. Именно по этой причине Капелла так хорошо просматривается с Земли даже невооруженным глазом.

Существуют данные, говорящие о том, что примерно 240 тысяч лет назад Капелла была ярчайшей звездой ночного небосклона. Тогда она достигла максимального близкого расстояния к Земле – 28 световых лет. С тех пор Капелла удалилась практически на треть, из-за чего сейчас она занимает среди других космических тел всего лишь 6-тое место по яркости, уступая таким звездам, как Сириус, Канопус, Вега и другие.

Капелла – двойная звезда

Выше мы упомянули о том, что Капелла – это двойная звезда. Астрономы определяют такие небесные светила терминами – спектрально-двойная звезда или спектрально-двойная система. Считать, что в этом есть что-то особенное – глупо, поскольку Вселенная насчитывает огромное количество таких астрономических объектов, и это явление – не редкость. Даже в нашей галактике Млечный Путь, количество двойных и обычных звезд примерно одинаковое.

Компоненты А и В

Звезда Капелла состоит из двух звезд-гигантов – Капелла Аа и Капелла Ab. Оба этих космических объекта имеют общий центр масс и вращаются с периодом в 104 земных дня. Расстояние между объектами – 110 млн. километров – это примерно две трети расстояния от Солнца к Земле.

Что касается звезды Капелла Аа, то она относится к классу красных гигантов, которая уже прошла свой эволюционный путь от звезды малой величины до звезды большого масштаба. В свою очередь, звезда Капелла Ab – это еще не проэволюционировавшая звезда. Она находится сейчас в так называемом периоде «пробела Герцшпруга», когда термоядерные процессы внутри нее уже закончились, но горение гелия еще не началось.

Сравнительные размеры четырех звезд системы Капеллы

Как видим, данные космические тела находятся на разных этапах развития, при том, что их возраст примерно одинаковый – 5,25 млрд. лет.

Интересным фактом является то, что у двойной звезды Капелла есть спутник, который состоит из двух красных карликовых звезд класса М. Эти звезды вращаются вокруг Капеллы на относительно небольшом расстоянии – 1 световой год.

Происхождение названия

Звезда Капелла является главной и самой яркой звездой созвездия Возничего. Древние греки видели в этом созвездии легендарного царя Афин – Эрихтония, в лошадиной упряжке. Согласно легенде, именно этот человек изобрел первую в мире колесницу. На правом плече Эрихтония сидит яркая небесная козочка – Капелла. Ведь именно так это название переводится с греческого языка – козочка.

Когда-то Капелла входила в отдельный астеризм – «Коза с козлятами». Сегодня астрономы преимущественно относят ее к созвездию Возничего.

История

Созвездие Возничий, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Согласно легенде, Капелла – это коза, которая вскормила своим молоком греческого бога Зевса на острове Крит, когда тот прятался от своего отца – Кроноса. В награду за кров и пищу, Зевс поместил козу на небо, где она теперь возвеличивается, как яркая звезда. Согласно тому же приданию Зевс, обладая большой силой, во время игры случайно отломал козе рог, из которого начали сыпаться несметные богатства – рог изобилия. А шкуру козы, которая считалась непробиваемой ни одним оружием, он использовал как щит во время войны с титанами.

Как видим, Капелла играла большую роль в мифологии, и поэтому нет ничего удивительного в том, что одной из самых ярких звезд ночного небосвода древние люди дали такое название.

Список самых ярких звёзд