Зодиакальное созвездие Близнецы

Созвездие Близнецы

Схема Созвездия Близнецы

Созвездие Близнецы имеет такие примечательные звезды, как Поллукс и Кастор, которые изображают головы братьев Диоскуров, чьи ноги направлены на юго-запад. Эти звезды находятся на Млечном Пути и граничат с Орионом. Расстояние между ними 4.5 градуса. Кастор представляет собой внешне тройную систему, два его ярких компонента представляются спектрально-двойными, а бледный – затменной  двойной.

Кастор

Фото Кастор

Это соединение из шести звёзд. Звездная величина их в сумме равняется 1.59, а их расстояние до нашего  Солнца — 45 световых лет.

Компьютерная схема системы Кастора

Оба ярких бело-голубых звезды Кастора имеют звездную величину 2.7m и 2m и представляют собой двойную систему с угловым расстоянием 6″, которая вращается вокруг единого центра масс  с периодом обращения примерно 400 лет.

Ролик показывающий систему Кастора, сделанный в приложении google 100,000 звезд. Масштабы не соблюдены, но сделано очень красиво.

Система Кастора

Кастор — это 6-и кратная звезда, компоненты которой представляют собой два основных горячих объекта голубого цвета.

Наблюдение

Скриншот из планетария

С помощью большого школьного рефрактора можно с легкостью заметить, что Кастор включает в себя две голубые звезды 2m и 2.9m, с промежутком между собой в 4.1». Еще Гершель в 1804 году заметил видимое движение по орбите этого небесного светила с периодом (по сегодняшним данным) в 341 год. Она являлась первой двойной звездой. Расстояние между этими небесными светилами равняется 76 а.е.

Компоненты А и В Кастора имеют и соседа — двойную звезду С, которая располагается на расстоянии 73» от них (звездочка 9m). Кастор С – небольшая карликовая звезда красного цвета, спектрально-двойная.

Поллукс

Фото Поллукс

Поллукс – это остывшая одиночная звезда оранжевого цвета. Кастор находится дальше (14 пк), чем Поллукс (10 пк). Поллукс ничем не примечательная звезда (ну кроме яркости из-за своего близкого к нам расположения), а вот Кастор относится к одной из самых особенных звезд, т.к. астрономы знают не так много шестикратных систем.

Переменные звезды

Дзета Близнецов

Фото Дзета Близнецов

В созвездии Близнецы находятся две яркие переменные звезды – дзета Близнецов, меняющая собственную яркость от 3.9 m до 4.3m и Эта Близнецов.

Эта Близнецов

Фото Эта Близнецов

Эта Близнецов, вторая переменная, привлекает тем, что является затменной переменной и спектрально-двойной звездой с периодом равным в 2984 дня, а помимо того, и наполовину правильной переменной с промежуточным периодом в 233 дня и амплитудой 3.1 m – 3.9m.

Геминиды

Геминиды, вид с плато Паранал, где установлены одни из самых больших телескопов на Земле — VLT
Геминиды — один из самых мощных метеорных потоков. Виден в первой половине декабря, максимум приходится на 13–14 декабря.

История

Созвездие Близнецы, рисунок из старинного атласа неба

Известность это созвездие получило c давних времен. Возможно, изначально «близнецами» назывались внешне схожие и близкие звезды Поллукс и Кастор. Греки считали, что созвездие расположили на небе близнецы Диоскурами Полидевком и Кастором. В «Совещании божественных дел» (литература 16 века) созвездие имело название «близнецъ».

Список созвездий зимнего неба