Туманность Орёл М16

Мессье 16 (по другому каталогу NGC 6611) находится в созвездии Змеи, в относительной близости от центра Галактики. Возраст объекта составляет всего 5,5 млн. лет, что делает его одним из самых молодых в каталоге Мессье.

Представляет собой скопление молодых голубых звёзд, окружённое плотными облаками газа и пыли. Диаметр самого скопления около 30 св. лет, а размеры туманности — 70х55 св. лет. Видимая звёздная величина М16 равна 6,4m, угловой размер 7,0′. Исследователи насчитали в скоплении 376 звёзд, самая яркая из них оценена в 8,2m. Расстояние от Солнечной системы равно примерно 7 тыс. световых лет.

Впервые туманность была замечена и описана швейцарцем Филиппом Луи де Шезо, в 1746 году. Он счёл объект скоплением звёзд, не заметив окружающую его туманность. Летом 1764 года Шарль Мессье заново «открыл» М16, как звёздное скопление и эмиссионную туманность, и записал объект в свой каталог.

Интересные характеристики

Туманность Орёл М16 приобрела особую популярность среди астрономов и любителей после того, как знаменитый телескоп Хаббл в 1995 году сделал удивительные по качеству снимки, представившие миру многие особенности внутренней структуры объекта. Туманность вместе со «своими» звёздами оказалась очень «фотогеничной», в ней выделили отдельные характерные газовые области, получившие даже свои названия: «Столпы творения», «Фея», «Орлиные яйца».

Сейчас на примере М16 учёные могут видеть, как рождаются новые звёзды из газопылевого облака, изучать особенности их взаимодействия.

Наблюдение

Координаты объекта:

• прямое восхождение: 18ч 18м 48с;
  • склонение: -13° 47′ 00″.

С помощью бинокля М16 находят в так называемом «хвосте» Змеи. Поиск лучше начать со стороны созвездия Щит, в 2º к западу от него, на условной линии β — α Щита.

Чтобы увидеть внутри туманности отдельные пылевые регионы (например, «Столпы»), нужен телескоп с апертурой от 300 мм.

В «марафоне Мессье» соседями туманности являются М26 и М17.