Туманность Маленькая Гантель M76

Общие сведения

Туманность Маленькая Гантель M76 (др. название NGC 650/651, HD 10346, PK 130-10.1) – планетарная туманность, которая расположена в созвездии Персей. Находится на расстоянии примерно 2 500 световых лет (766,5 парсек) от Земли.

Открытие

Туманность Гантель

Туманность была открыта французским астрономом Пьером Мешеном 5-го сентября 1780-го года и позже была внесена в каталог Шарля Мессье под номером 76. Является одной из четырех планетарных туманностей, входящих в этот каталог (вместе с M27, M57 и M97). Английский астроном Уильям Гершель полагал, что данный объект состоит из двух туманностей, в результате чего Маленькая Гантель получила два названия, в том числе и в «Новом общем каталоге» («NGC»).

Туманность имеет внешнее сходство с гантелей, из-за чего и получила такое название. Основное тело туманности M76 называют «пробкой» ввиду схожести. Вдоль оси газ расширяется быстрее, формируя «крылья» планетарной туманности, которые слабее главного тела. Вокруг этих облаков газа сгущаются еще более тусклый материал, образуя ореол, который был высвобожден звездой на стадии красного гиганта. В некоторый момент звезда HD 10346 истратила весь запас топлива и вытолкнула внешние слои вещества. Высвобожденное вещество долгое время нагревалось и продолжает нагреваться остатками звезды. Пройдет еще около нескольких тысяч лет, прежде чем облака рассеются, а белый карлик в центре туманности — остынет.

Туманность Маленькая Гантель M76

Туманность Маленькая Гантель относится к классу так называемых биполярных туманностей. Ядро туманности состоит из двойной звезды, величина которой достигает 15,9, а температура – 60 000 К. Температура же самой туманности составляет около 88 400 К. Объект Мессье 76 имеет диаметр в 1,23 световых года и удаляется от нас с ускорением 19,1 км/с, при этом облака туманности расширяются со скоростью 42 км/с.

В силу своих малых размеров, а также слабого свечения, туманность Маленькая Гантель довольно трудно обнаружить на звездном небе – один из самых сложнейших для наблюдения объектов из каталога Мессье. При помощи мощных биноклей или маленьких телескопов наблюдатель сможет различить на месте туманности M76 лишь светящееся рассеянное пятно. В телескопы с апертурой 200 — 300 мм уже можно различить пару лепестков туманности и темную полосу между ними.

Положение туманности M76 относительно созвездий Перскй, Кассиопея и Андромеда

Туманность Маленькая Гантель расположена вблизи границ трех созвездий: Персей, Андромеда и Кассиопея. Находится несколько южнее W-астеризма Кассиопеи, на северо-северо-западе от Фи (φ) Персея (4m). Также можно провести прямую между звездами Гамма Кассиопея (центральная звезда W-астеризма) и Аламак. Тогда туманность Мессье 76 будет лежать вблизи середины отрезка.

Жители северной части земного шара могут наблюдать туманность Маленькая Гантель практически круглый год (кроме мая и июня), однако лучшее время для наблюдения — октябрь-декабрь.

• Прямое восхождение – 01 ч 42 м 19,948 с