Туманность Кольцо M57

Общие сведения

Туманность Кольцо M57 (др. название NGC 6720) – планетарная туманность, которая расположена в созвездии Лиры. Находится на расстоянии примерно 2 300 световых лет (700 парсек) от Земли.

Открытие

Туманность была открыта французским астрономом Антуаном Даркьер де Пеллепои в январе 1779-го года. 31-го января 1779-го года другой французский астроном – Шарль Мессье, также независимо обнаружил данную туманность. Таким образом, туманность Кольцо попало в каталог Мессье, где записано под номером 57.

Туманность M57

Образование

Возникновение планетарных туманностей происходит в результате гибели гигантской красной звезды, которая вытесняет свою оболочку ионизированного газа, а сама становится белым карликом – плотной звездой с размером близким к размеру Земли. Так, внешние слои звезды в центре M57 выбрасывались, примерно, с 6 000 до 8 000 лет назад, и с тех пор они расширялись в радиусе около 1,3 световых лет. Туманность расширяется со скоростью около 1 угловая секунда в век, что соответствует скорости от 20 до 30 км/с.

Внешний вид туманности Мессье 57, по-видимому, обусловлен нашей собственной перспективой. Недавнее картирование трехмерной структуры расширяющейся туманности, частично основанной на представленном ниже изображении с Хаббла, указывает на то, что туманность является относительно плотным кольцом, напоминающим пончик, обернутым вокруг облака светящегося газа. Интенсивный ультрафиолетовый свет от горячей центральной звезды ионизирует атомы газа.

Туманность M57

Туманность M57. Синий цвет в центре — ионизированный гелий, голубой цвет внутреннего кольца — свечение водорода и кислорода, а красноватый цвет внешнего кольца — азота и серы.

Туманность Кольцо состоит из облаков различного цвета, кроме того разные слои туманности также отличаются и по яркости. Это связано с тем, что они состоят из разных слоев центральной звезды или разных элементов при разных температурах. Самый внешний слой, который выглядит красным на изображениях, почти целиком состоит из водорода. Облака другого цвета состоят из двукратно ионизированного кислорода, молекулярного азота, молекулярной серы и гелия.

Туманность Кольцо M57

Центральное ядро планетарной туманности (PNN) имеет оценочную массу от 0,61 до 0,62 масс Солнца и температуру поверхности около 125 000 К. Такая звезда, примерно, в 200 раз светлее Солнца. Диаметр всей туманности равен 2,6 световых года.

Туманность Кольцо не может быть разрешена в маленьких биноклях и лучше всего видна в телескопах диаметром от 200 мм. Меньшие инструменты также позволят обнаружить туманность Мессье 57, однако не предоставят наблюдателю возможность различить внутренне отверстие туманности.

Туманность Кольцо в созвездии Лиры

Объект Мессье 57 лежит к югу от Веги, самой яркой звезды в Лире и одной из звезд, которые образуют Летний Треугольник. Если провести прямую между звездами Бета (β) Лиры (Шелиак) и Гамма (γ) Лиры (Сульфат), то туманность будет располагаться на 40% отрезка, ближе к Бета Лиры.

Туманность Кольцо M57 и ближайшие объекты

Лучшее время года для наблюдения за туманностью Кольцо — летние месяцы.

• Прямое восхождение – 18 ч 53 м 35,08 с