Туманность Кольцо M57

На сегодняшний день туманность Кольцо м57 является одним из наиболее популярных объектов наблюдения для любителей астрономии. Туманность довольно яркая и ее можно увидеть, находясь даже в городе.

По форме представляет собой  овал, в центре которого находится звезда. Ее радиус составляет приблизительно 1/3 светового года. Астрономы подсчитали, что при ее постоянном расширении, с определенной скоростью, возраст туманности составляет восемь тысяч лет.

Туманность Кольцо M57 (др. название NGC 6720) – планетарная туманность, которая расположена в созвездии Лиры. Находится на расстоянии примерно 2 300 световых лет (700 парсек) от Земли.

Открытие

Данная туманность была случайно обнаружена в созвездии Лиры астрономом Антуаном Даркье де Пелепуа в январе 1779 года. 31-го января того же 1779-го года другой французский астроном – Шарль Мессье, также независимо обнаружил данную туманность. Таким образом, туманность Кольцо попало в каталог Мессье, где записано под номером 57.

Туманность M57

Образование

Возникновение планетарных туманностей происходит в результате гибели гигантской красной звезды, которая вытесняет свою оболочку ионизированного газа, а сама становится белым карликом – плотной звездой с размером близким к размеру Земли. Так, внешние слои звезды в центре M57 выбрасывались, примерно, с 6 000 до 8 000 лет назад, и с тех пор они расширялись в радиусе около 1,3 световых лет. Туманность расширяется со скоростью около 1 угловая секунда в век, что соответствует скорости от 20 до 30 км/с.

От земли до туманности Мессье 57 расстояние в две тысячи световых лет. Кольцо подсвечивается белым карликом, находящимся в ее центре. Температура поверхности звезды составляет сто тысяч градусов, а звездная величина карлика не позволяет ее увидеть любительским телескопом. Стоит отметить, что этот белый карлик когда-то был красным гигантом. Он увеличился настолько, что не смог удерживать свои верхние слои, в результате чего растерял их. Они позже и стали туманностью. Благодаря ультрафиолетовому излучению карлика, газы, составляющие кольцо, ионизируются и получается такая красивая картина.

Туманность M57

Туманность M57. Синий цвет в центре — ионизированный гелий, голубой цвет внутреннего кольца — свечение водорода и кислорода, а красноватый цвет внешнего кольца — азота и серы.

Недавнее картирование трехмерной структуры расширяющейся туманности, частично основанной на представленном ниже изображении с Хаббла, указывает на то, что туманность является относительно плотным кольцом, напоминающим пончик, обернутым вокруг облака светящегося газа. Интенсивный ультрафиолетовый свет от горячей центральной звезды ионизирует атомы газа.

Разные слои туманности также отличаются и по яркости. Это связано с тем, что они состоят из разных слоев центральной звезды или разных элементов при разных температурах. Так зеленый свет говорит о расположении в этой области дважды ионизированного кислорода. Красный же — об ионизированном водороде с азотом.

Туманность Кольцо M57

Облака другого цвета состоят из двукратно ионизированного кислорода, молекулярного азота, молекулярной серы и гелия.

Центральное ядро планетарной туманности (PNN) имеет оценочную массу от 0,61 до 0,62 масс Солнца и температуру поверхности около 125 000 К. Такая звезда, примерно, в 200 раз светлее Солнца. Диаметр всей туманности равен 2,6 световых года.

Как увидеть m57

Объект Мессье 57 лежит к югу от Веги, самой яркой звезды в Лире и одной из звезд, которые образуют Летний Треугольник. Если провести прямую между звездами Бета (β) Лиры (Шелиак) и Гамма (γ) Лиры (Сульфат), то туманность будет располагаться на 40% отрезка, ближе к Бета Лиры.

Туманность Кольцо в созвездии Лиры

Интересно, что туманность можно увидеть даже с помощью мощного бинокля, при этом она будет напоминать небольшое пятно в форме эллипса с косматыми краями. С помощью телескопа, апертура которого будет не меньше 450мм можно будет рассмотреть даже затемнение в ее центре, из-за чего она и будет напоминать пресловутое кольцо.

Лучшее время года для наблюдения за туманностью Кольцо — летние месяцы.

Туманность Кольцо M57 и ближайшие объекты