Суперкластер Ланиакея

Суперкластер Ланиакея и Млечный Путь

Суперкластер Ланиакея и Млечный Путь (красная точка)

Суперкластер Ланиакея – сверхскопление галактик, в котором находится Сверхскопление Девы, которое в свою очередь включает Местную группу, содержащую наш Млечный Путь. Кроме того, данное сверхскопление примечательно еще и тем, что в нем находится Великий аттрактор.

Параметры и состав

Диаметр суперкластера Ланиакея составляет 520 миллионов световых лет, а масса — около 1017 масс Солнца или 100 масс Сверхскопления Девы. В состав данного суперкластера входят около 100 тысяч галактик, которые имеют общее направление движения. Выделяют следующие сверхскопления, входящие в суперкластер Ланиакея:

• Местное сверхскопление галактик, где располагается Млечный Путь
  • Сверхскопление Павлина-Индейца
  • Южное сверхскопление
  • Сверхскопление Гидры-Центавра, куда входит такой загадочный объект как Великий аттрактор.

Великий аттрактор

Данная гравитационная аномалия располагается в созвездии Наугольник, в 65 мегапарсек или 250 млн световых лет от нас. Судя по наблюдениям, Великий аттрактор имеет массу в несколько десятков тысяч масс нашей Галактики. Наиболее вероятно, что данная аномалия является огромным галактическим сверхскоплением.

Обзор скоплений и сверхскоплений галактик 2MASS. Великий Аттрактор обозначен справа внизу

Великий аттрактор меняет траекторию движения галактик, которые располагаются на расстоянии вплоть до сотен миллионов световых лет. Отмечается крупномасштабное течение галактик в сторону Аттрактора со скоростью около 290 – 690 километров в секунду. Однако, наблюдать его непосредственно не представляется возможным, так как он находится в так называемой «зоне избегания». Зона избегания – это область неба, наблюдения которой за пределами Галактики затрудняется плоскостью Млечного Пути, в котором располагается множество космических тел и межгалактической пыли.