Созвездие Живописец

Схема Созвездия Живописец

Южное полушарие богато созвездиями, не имеющими ярко выраженных объектов и обширной исследовательской истории. К их числу относится созвездие Живописец.

Живописец включает в себя 49 звезд, которые можно обнаружить без использования оптики. Наибольшую популярность Живописцу принесла звезда Каптейна, планетарная система которой представляет интерес для поиска внеземной жизни.

Местонахождение

Созвездие Живописец, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Живописец, вид в программе планетария Stellarium

Соседями Живописца являются Золотая и Летучая Рыбы, Киль, Резец, Корма и Голубь. Созвездие Живописец располагается южнее Голубя. Отыскать его можно, ориентируясь на Канопус, к западу от этого самого яркого в окрестностях светила. Возможность наблюдения созвездия имеется только южнее 26 параллели, при этом лучшим временем для этого считается декабрь.

Самые яркие объекты

α Живописца

Фото α Живописца

Альфа, бета и гамма этого созвездия имеют видимые величины, равные 3,24, 3,85 и 4,50 соответственно. Первая звезда удалена от Земли на 99 световых лет. Известно о ней достаточно мало.

Бета Живописца б

Планета вокруг звезды Бета Живописца

Бета Живописца находится ближе, в 63,4 световых годах, и изучена гораздо лучше. Она тяжелее Солнца в 1,75 раз. Предполагается, что у этой звезды образование планет еще не завершено. Ученые считают, что одну из них они обнаружили не так давно и сейчас работают над подтверждением ее характеристик. Всего поблизости от беты имеется 28 молодых звезд, которые интересны для поиска экзопланет. Гамма Живописца удалена от Солнечной системы на 174 световых года.

Звезда Каптейна

Фото Звезда Каптейна

Этот объект расположен на расстоянии 13 световых лет от Земли. Он является красным субкарликом, который легче Солнца в 4 раза и светит в 250 раз слабее. В отличие от большинства небесных тел эта звезда движется по Млечному Пути в противоположном направлении. Она имеет видимую величину, равную 8,8. Представляет интерес тем, что около нее были открыты две планеты, одна из которых расположена в зоне обитаемости. Ее масса в 4,8 раз больше, чем у Земли.

История созвездия

Расположение созвездия Живописец на рисунке Яна Гевелия

Первоначально имя, присвоенное в 1756 году этому небесному соединению Лакайлем, было более длинным. Оно означало непосредственно не самого художника, а его инструментарий – мольберт. Но практика сократила название до нынешнего, что, учитывая небольшие размеры самого созвездия, довольно логично. Каких-то исторических параллелей и отзвуков в мифологии небесное образование не имеет.

Список созвездий зимнего неба