Созвездие Столовая Гора

Схема Созвездия Столовая Гора

Столовая Гора известно как созвездие, которое названо в честь реально существующего в Африке горного массива с аналогичным названием.

Африканские горы на звездном небосводе

Созвездие Столовая Гора не выделяется на фоне других подобных ему созвездий Южного полушария. Достаточно скромная площадь – всего 153 квадратных градуса небосвода, на которых расположено порядка 15 видимых невооруженным взглядом звезд. Кстати сказать, такой показатель площади позволяет созвездию Столовая Гора занять только 75-ю позицию из возможных 88-и.

Созвездие Столовая Гора, вид в программу планетарий Stellarium

По соседству со Столовой Горой можно лицезреть созвездия Золотой и Летучей Рыб, Хамелеона и Октанта, а также Южной Гидры. Наиболее яркие звезды данного объекта образуют своего рода трапецию, которая ничем не походит на очертания горы. На территории России данное созвездие не наблюдаемо. Поэтому, чтобы рассмотреть ее придется и отправляться как можно южнее: полная видимость начинается с 5-ти градусов северной широты, а лучший период для наблюдения – декабрь.

Поиск ярких компонентов Столовой Горы

Альфа Столовой Горы

Фото Альфа Столовой Горы

Необычайно скромное созвездие Столовая Гора может похвастаться лишь одной-единственной яркой звездой. Ее альфа-компонент – это карликовая звезда главной последовательности с видимым блеском 5,08m. Светило очень походит на звезду Солнце и принадлежит к спектральному классу G (если быть точным — G5V). От звезды альфа в созвездии Столовой Горы до планеты Земля пролегло расстояние свыше 30 св. лет. Прочие звезды данного созвездия обладают 6, 7 и даже 14-й видимыми звездными величинами.

Звезды с экзопланетами

Рисунок экзопланеты Pi Mensae b

Компонент Пи в данном созвездии является представителем спектральной группы G1 IV. Карликовая звезда желто-оранжевого цвета расположилось на главной последовательности и имеет видимую звездную величину порядка 5,65m. Данная звезда обосновался в 60-ти световых годах от нас и любопытна тем, что имеет гигантскую газовую экзопланету.

Экзопланета в данном созвездии была открыта относительно недавно – всего лишь в 2000 году, и получила имя Пи Столовой Горы b. Она является представительницей класса наиболее крупных известных на сегодня экзопланет и вращается вокруг родительской звезды на расстоянии 3-х а.е. по весьма вытянутой эксцентричной орбите.

Единственный объект далекого космоса

Большое Магелланово Облако

Фото Большое Магелланово Облако. Авторы: Josch Hambsch и Robert Gendler

Столовая Гора настолько мала, что практически лишена каких бы то ни было интересных объектов глубокого космического пространства. Единственный примечательный объект в данном созвездии, это, пожалуй, Большое Магелланово Облако, да и то расположенное в нем только частично. Данная карликовая галактика первой звездной величины является спутником нашего Млечного Пути. БМО делят пополам созвездие Столовой Горы и его соседка Золотая Рыба. Но, к сожалению, как и упомянутые два созвездия, БМО нельзя увидеть находясь на территории РФ.

Исторические сведения о Столовой Горе

Созвездия Южного полюса, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Возвращаясь к временам обнаружения созвездия, вспомним 1754 год и фамилию Лакайля. Именно в этом году французским астрономом было предложено данное новое созвездие. Как раз тогда Никола Луи проводил на территории Африканского континента свои астрономические наблюдения во время научной экспедиции. Благодаря чему обнаруженное созвездие и получило название в честь гор, расположенных на африканском Капском полуострове. Ученым Столовой Горе было дано имя Mons Mensae в дословном переводе, но позднее международное сообщество сократило его до Mensa, что означает «стол» по латыни.

Список созвездий зимнего неба