Созвездие Секстант

Секстант – маленькое созвездие, которое состоит из 34 звезд, видимых без использования оптических средств.

Созвездие Секстант не содержит ярких звезд – его самое яркое светило имеет видимую величину, равную 4.48. Это созвездие интересно имеющимися в нем галактиками, самых разнообразных типов, размеров и форм. Часть из них является зонами активного формирования звезд, поэтому их исследование не только интересно, но и необходимо для изучения основополагающих законов и принципов строения Вселенной.

Местонахождение

Созвездие Секстант, вид в программу планетарий Stellarium

Секстант является экваториальным созвездием. Поэтому-то он одинаково хорошо виден как в Северном, так и в Южном полушариях, за исключением небольших приполярных участков. Расположено созвездие между Львом и Гидрой, в ногах у первого. Поблизости находится Чаша. Чтобы обнаружить его на небосводе можно отыскать Регул – самую яркую звезду Льва и двигаться взглядом в южном направлении. Поблизости от Гидры будет располагаться искомый объект. Лучшим месяцем для наблюдения Секстанта считается март.

Самые яркие и интересные звезды

Альфа Секстанта

Фото Альфа Секстанта

Альфа, бета и гамма созвездия имеют видимые величины, равные 4.48, 5.08 и 5.07 соответственно, что позволяет обнаружить их невооруженным глазом. Последнее светило является двойным, а второе – переменным. Все три звезды находятся от Земли достаточно далеко. Расстояние, измеряемое в световых годах, до первой из них – 287, до второй – 345 и до третьей – 261.

LHS 292

Фото LHS 292

Интересной звездой является объект под номером LHS 292. Это красный карлик – одна из ближайших к Земле звезд, удаленная на 14,8 световых лет. Ее масса примерно в 12 раз меньше солнечной, а температура – всего 2750 K. Это переменная, периодически вспыхивающая звезда, временами ее светимость может меняться в разы.

Галактика NGC 3115

NGC 3115

Фото NGC 3115

Галактика NGC 3115, благодаря своему внешнему виду, получила название Веретено. Такая система связанных гравитацией звезд, похожая на двояковыпуклую линзу, занимает промежуточное положение в классификации между эллиптическими и спиральными галактиками. Располагается Веретено на расстоянии в 32 млн. световых лет от Земли. Ученые полагают, что в центральной части этой галактики имеется черная дыра, поглощающая все, находящееся вокруг. Ее масса превышает солнечную примерно в 2 миллиарда раз. Размеры Веретена заметно превышают диаметр Млечного Пути.

Секстанты A и B

UGCA 205

Фото UGCA 205

В созвездии наблюдаются две карликовые галактики UGCA 205 и UGC 5373, находящиеся в гравитационной взаимосвязи. Первое из них получило название Секстант A, а второе – Секстант B. UGCA 205 привлекает своей необычной квадратной формой. Полагают, что причиной ее возникновения послужило множество взрывов сверхновых. Находится галактика от Земли на расстоянии в 4,3 млн. световых лет.

UGC 5373

Фото UGC 5373

Секстант B расположен немного дальше. Объект интересен тем, что в его составе обнаружены пять планетарных туманностей. Ученые оценивают расстояние до него в 4,44 млн. световых лет.

История созвездия

Секстант, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Секстант появился на небесных картах в 1690 году. Ввел его польский астроном Ян Гевелий, изобразив созвездие в своем атласе «Уранография», изданном уже после его смерти женой, активно помогавшей в его исследованиях. Сходства с навигационным прибором созвездие не имеет и названо так в честь любимого инструмента ученого, сгоревшего вместе с помещением его обсерватории. Астроном считал, что пожар возник умышленно (видимо, по вине кого-то из слуг), переживал о потере и решил таким образом увековечить память об одной из своих утрат, произошедшей, как он считал, по вине людской злобы.

Список созвездий весеннего неба