Созвездие Печь

Схема Созвездия Печь

Созвездие Печь располагается в Южном полушарии и видно только на юге нашей страны.

Созвездие на границе небесной реки

Территориально Созвездие Печь располагается в месте, где небесная река – созвездие Эридан — меняет свое направление. Другими ближайшими соседями Печи являются созвездия Кита и Феникса, а также Скульптор. Площадь, которую заняло созвездие Печь на ночном небе, составляет 398 квадратных градусов, что является 41 показателем среди 88 современных созвездий. В созвездии Печь можно различить примерно 57 звезд.

Созвездие Печь, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Печь, вид в программе планетарии Stellarium

Данное созвездие хорошо наблюдается только в южных районах России. Для беспрепятственного обзора и изучения созвездия стоит ждать позднюю осень, а именно ноябрь.

Единственная яркая звезда Печи

Тусклое созвездие Печь не отличается наличием ярких звезд. Альфа Печи является самой яркой звездой в созвездии. Ее видимая звездная величина составляет 3,87m. Звезда имеет два распространенных исторических названия — латинское Форнацис и арабское Далим. Она расположена в 46 световых годах от Земли и представляет собой типичную двойную систему с высокой скоростью движения.

Альфа Печи

Фото Альфа Печи

Компонентами Альфа Печи является пара звезд, которые по своим свойствам очень близки к солнечным показателям. Более яркий компонент Альфа А имеет видимый блеск, равный 3,9m, и характеризуется достаточно низкой температурой поверхности – 6240 К. Его спектральный класс F8, при этом светимость данного субгиганта в четыре раза сильнее светимости Солнца. Вторая составляющая – Альфа Б – является более слабой и отличается лишь седьмой звездной величиной (блеск равен 6,5m). Её температура еще ниже, чем у первого компонента, и равна 5500 К, а светимость составляет лишь половину солнечной. Спектральный класс Альфа Б – G7. Разница в характеристиках двух звезд объясняется разницей в их массах.

Помимо Альфы Печи другие интересные звезды в созвездии едва ли найдутся. Второй по яркости является звезда Бета Печи, которая является гигантом типа G.

Многочисленные галактики в созвездии Печь

Печь А

NGC 1316 или Печь А - галактика в созвездии Печь

Фото NGC 1316 или Печь А — галактика в созвездии Печь

Созвездие Печь небогато на яркие звезды, но, зато, в его составе можно разглядеть не одну интересную галактику. Первой стоит отметить галактику NGC 1316 с необычной структурой. Иначе ее называют Печь А. Данная эллиптическая галактика удалена от Земли на 70 млн. св. лет. Предполагается, что она образовалась в результате столкновения пары галактик и некоторое время назад (около 3 млрд. лет) поглотила спиральную галактику. Галактика NGC 1316 известна как мощнейший радиоисточник, находящийся в скоплении Печь. К слову сказать, это скопление является вторым по размерам среди скоплений, расположенных в окрестностях 100 млн. св. лет.

Галактика NGC 1365

NGC 1365

Фото NGC 1365 (стрелками обозначен вырыв сверхновой звезды)

Помимо описанной выше эллиптической галактики, в созвездии сосредоточен ряд спиральных галактик. Интересной является гигантская галактика NGC 1365. Данный объект имеет очень мощную перемычку, а весь диаметр галактики можно оценить в 200 тыс. св. лет. Галактика NGC 1365 расположилась в 60 млн. св. лет от нашей планеты. Предполагается, что в ядре данного объекта расположена сверхмассивная черная дыра. Около центра галактики можно обнаружить скопления звезд – достаточно молодые, имеющие голубоватый цвет. В телескоп четко различаются два рукава NGC 1365.

NGC 1097

NGC 1097 — спиральная галактика в созвездии Печь

Фото NGC 1097 — спиральная галактика в созвездии Печь

Еще одной спиральной галактикой Печи с массивной черной дырой в ее центре является NGC 1097. Расположенная в 45 млн. световых лет от нас, эта галактика отнесена к классу сейфертовских. Возле нее можно найти две галактики-спутника, а также она окружена большой областью звездообразования. Галактика характеризуется крупной перемычкой и сильным потоком релятивистских струй, вырывающихся из ее ядра.

NGC 1398

Галактика NGC 1398 - спиральная галактика с плотным внутренним кольцом, окружающим яркий центр ядра

Фото Галактика NGC 1398 — спиральная галактика с плотным внутренним кольцом, окружающим яркий центр ядра

Другие спиральные галактики Печи – это NGC 1398 и NGC 1427. Первая из перечисленных является небольшой галактикой с довольно мощным ядром, которую окружает ряд еще более слабых галактик.

NGC 1427

Фото NGC 1427

NGC 1427 — небольшая галактика голубоватого цвета, удаленная на 71 млн. св. лет от Земли. Сейчас галактика NGC 1427 движется в сторону скопления Печь.

NGC 1360

Фото NGC 1360

Стоит упомянуть и о единственной интересной планетарной туманности Печи по имени NGC 1360. Туманность не отличается яркой светимостью. Характеризуется эллиптической формой и очень большой протяженностью оси.

История

Расположение созвездия Печь, рисунок Яна Гевелия

Впервые данный объект был внесен в каталоги французом Лакайлем. Название созвездие получило в честь ученого-химика Лавуазье. Поэтому Лакайль изображал данное созвездие в виде обычной химической печи, используемой для перегонки. Когда Лавуазье казнили, имя созвездия с «Химической Печи» сократили просто до Печи.

Список созвездий зимнего неба