Созвездие Октант

Созвездие ОктантСозвездие Южной полусферы неба по имени Октант является очень маленьким и очень тусклым.

Как говорится, мал золотник

Однако это не мешает созвездию Октант иметь особую отличительную черту. Именно в этом созвездии сегодня располагается Южный полюс мира. К сожалению отечественных любителей наблюдения за звездным небом, увидеть Октант с территории России не представляется возможным. Увидеть данное созвездие полностью можно лишь находясь в Южном полушарии. Для жителей юга созвездие является циркумполярным, то есть им посчастливилось наблюдать его круглый год.

Созвездие Октант, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Октант, вид в программе планетарии Stellarium

Около рассматриваемого созвездия располагаются также созвездия Павлина и Хамелеона, Тукана и Индейца, Райской Птицы и Столовой Горы, а также Южной Гидры. Площадь Октанта – около 291 квадратного градуса, что является 50-м показателем из 88 созвездий. Не секрет, что большинство Южных созвездий являются очень слабыми и тусклыми, но лидирует среди них, несомненно, Октант. Среди 35 звезд, которые можно увидеть с данном созвездии невооруженным глазом, лишь тройка обладает четвертой звездной величиной.

Знаменитый треугольник Октанта

Ню Октанта

Итак, тройка самых ярких звезд в созвездии образуют характерный треугольник, благодаря которому созвездие можно легко найти на небе. Этими звездами являются Ню, Дельта и Бета созвездия Октант. Наиболее выразительной в Октанте является его Ню – звезда оранжевый гигант, обладающая видимой величиной 3,73m. От Земли данная звезда спектрального класса К0III расположена в 63 световых годах. Кроме того, Ню Октанта является двойной системой, имеющей свою планету, которая движется вокруг нее по ретроградной орбите.

Бета Октанта

Следующей по яркости в созвездии считается звезда Бета. Эта звезда принадлежит к классу желто-оранжевых гигантов. Ее видимый блеск равен 4,13m, а спектральный класс A9IV/V. Она располагается в 140 св. годах от нас.

Дельта Октанта

Замыкает тройку самых ярких звезд Октанта Дельта с видимой звездной величиной 4,31m. Ее спектральный класс — К2III. Удаление от Земли – почти 280 св. лет.

Ближайшая к южному полюсу звезда

Сигма Октанта

Наиболее любопытной звездой в созвездии Октанта астрономы называют его Сигму. Дело в том, что этот белый гигант наиболее близок к Южному полюсу неба, поэтому часто его именуют Южной полярной звездой. Тем не менее, ее видимый звездный блеск, равный всего лишь 5,6m, делает ее совсем непригодной для ориентирования на местности – звезда предстает взору наблюдателя в виде очень слабой точки.

Интересно, что Сигма Октанта – это переменная звезда на подобии Дельты в созвездии Щита. Свой блеск звезда меняет каждые 2 часа на величину 0,03m. Спектральный класс данной звезды — F0 III, а расстояние до Земли составляет 270 св. лет. Данную звезду можно найти изображенной на национальном флаге Бразилии. Других заметных объектов глубокого космоса в данном созвездии, увы, нет.

История созвездия

Расположение созвездия Октант, рисунок Яна Гевелия

Созвездие Октанта стало известно миру в 1754 году, когда его обнаружил и впервые опубликовал французский астроном Лакайль. Название у созвездия появилось лишь спустя два года, и только через девять лет произошла его латинизация. Свое наименование этот звездный объект получил в честь английского ученого-оптика Хэдли, рукам которого принадлежит изобретение угломерного инструмента для навигации с одноименным названием «октант». Ранее в каталогах можно было часто встретить рассматриваемое созвездие именно под названием «Октант Хэдли».

Список созвездий осеннего неба