Созвездие Летучая Рыба

Мелкое созвездие, расположено в Южном полушарии неба, очередное открытие Планциуса — все это характеризует созвездие Летучей Рыбы.

Летает, да только не птица

Созвездие Летучей Рыбы заняло 141 квадратный градус площади неба. Таким образом, в списке 88 созвездий Летучая Рыба приблизилась к его концу, расположившись лишь на 76-й позиции. На такой скромной площади без использования телескопа или бинокля можно разглядеть лишь около 20 звезд созвездия. И всего три из них обладают звездной величиной, больше четвертой.

Созвездие Летучая Рыба, вид в программу планетарий Stellarium

Соседствуют с Летучей рыбой на небе созвездия Хамелеона, Киля, Живописца, Столовой Горы, а также его близкая родственница – Золотая Рыба. Рисунок созвездия ничем не похож на рыбу. Как и у многих других небесных созвездий, наиболее яркие звезды просто образуют трапецию, заостренную с одной стороны. Данное созвездие не наблюдаемо с территории РФ. Полная видимость возможна лишь с широт южнее +15 градусов.

Летучая Рыба в звездных компонентах

Бета

Бета Летучей Рыбы

Фото Бета Летучей Рыбы

Данное созвездие совсем непримечательно на небе. Наиболее ярким светилом считается его бета звезда. Эта звезда является оранжевым переменным гигантом, который находится в 108 св. годах от нашей планеты. Видимая звездная величина беты Летучей Рыбы составляет всего лишь 3,37m. Спектральный класс — K2III.

Гамма

Гамма Летучей Рыбы

Фото Гамма Летучей Рыбы

Другим представителем этого же спектрального класса является интересная двойная звезда — гамма. Ее видимая величина практически такая же, как у беты, и равна 3,38 m. Двойную систему образуют компоненты Гамма 1, представленный оранжевым гигантом, и Гамма 2 – карликовый спутник желто-белого цвета, находящийся на главной последовательности. Расстояние от гаммы Летучей Рыбы до Земли равно 142 св. годам.

Эпсилон

Эпсилон Летучей Рыбы

Фото Эпсилон Летучей Рыбы

Любопытным наблюдателю покажется также и звезда Эпсилон Летучей Рыбы. Она представляет собой тройную систему звезд, в основе которой расположена двойная система со звездой-спутником восьмой звездной величины. Главное светило — спектрально-двойной субгигант сине-белого цвета. Видимая величина эпсилон Летучей Рыбы равна 4,45 m, тогда как расстояние до Земли составляет порядка 642 св. лет.

Далекие объекты Летучей Рыбы

NGC 2442

Фото NGC 2442

Самым примечательным объектом в Летучей Рыбе является весьма необычная по форме спиральная галактика. Галактика NGC 2442 напоминает своими очертаниями английскую букву S. Такая необычная форма получена в результате столкновения двух галактик в далеком прошлом. Галактика NGC 2442 весьма небольшая и тусклая – ее величина равна лишь 11,3m. Данный объект был обнаружен в XIX Гершелем. В ней также расположено большое газовое облако (HIPASS J0731-69), напрочь лишенное звезд.

Исторические сведения

Рисунок области расположения Летучей Рыбы, автор Ян Гевелий

Первое упоминание созвездия Летучей Рыбы состоялось в XVI ст. и принадлежит П. Планциусу, несмотря на то, что созвездие наблюдалось еще его земляками – голландцами Хаутманом и Кайзером во время морских экспедиций. В 1603 году данное созвездие также было представлено и Байером в его «Уранометрии». Таким образом, немецкий ученый-картограф традиционно и полагается его первооткрывателем, который, собственно, дал ему современное название.

Летучая Рыба является прообразом реально существующей летающей рыбы, обитающей в тропиках. Многие астрономы видели в изображении созвездия не рыбу, а птицу, поэтому позднее его часто называли Воробьем, например, как это делал И. Кеплер.

Список созвездий весеннего неба