Созвездие Часы

Созвездие Часов

Схема Созвездия Часов

Созвездие Часы являются в меру протяженным созвездием Южного полушария. Как и многие его соседи по этой части небосвода, данное созвездие не отличается особой яркостью.

Прибор, увековеченный на небе

На 249 квадратных градусах неба сосредоточено около двадцати звезд созвездия Часы, видимых обозревателю невооруженным глазом. При этом лишь трем из этих двух десятков посчастливилось иметь пятую звездную величину. По занимаемой площади Часы являются лишь 58 созвездием из имеющихся ныне 88.

Созвездие Часы, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Часы, вид в программе планетарии Stellarium

Чтобы найти созвездие Часов на звездном небе, проще всего ориентироваться по небесной реке — созвездию Эридан. Рассматриваемое созвездие лежит в юго-восточном направлении от южной части созвездия Эридан. Другими соседями Часов по небосклону являются Золотая Рыба и Южная Гидра, а также Резец и Сетка. Наблюдать это созвездие с территории России можно лишь частично. Наилучшая видимость — в Южных регионах, и наступает в ноябре.

Трио главных звезд Часов

Альфа Часов

Фото Альфа Часов

Фигура созвездия мало напоминает какие бы то ни было часы: это длинная немного изогнутая дуга. Изгиб образован тремя самыми яркими звездами данного созвездия. Наиболее заметной из их числа является звезда альфа Часов. Данное светило – гигант оранжевого цвета, отнесенный к спектральному классу K2III. Звезду легко увидеть невооруженным глазом, ведь видимый блеск светила составляет 3,86m. Данный объект находится в 117 св. годах от Земли.

Дельта Часов

δ Часов

Фото δ Часов

Дельта Часов занимает вторую позицию по величине своего блеска в созвездии. Его видимая величина равна 4,93m. Звезда находится на пороге видимости: поскольку расстояние до светила составляет порядка 175 св. лет, его не так просто различить на небе. Дельта Часов является парной двойной системой, основным элементом которой является массивная белая звезда-субгигант. Спектральный класс звезды определен как A9V.

Бета Часов

Фото Бета Часов

Бета созвездия Часы замыкает тройку самых ярких составляющих данного созвездия. От нас эта звезда расположилась в 313 св. годах. Светило является металлической звездой, что весьма свойственно гигантам. Спектральный класс звезды Бета — A5III, а ее видимая звездная величина составляет 4,98 m.

Звезда с экзопланетой

Звезда йота Часов

Фото Звезда Йота Часов

Созвездие Часов имеет в своем составе одну звезду, которая, несмотря на малую звездную величину (5,40 m), обладает интересной особенностью. Так, звезда Йота Часов – это карлик желтого цвета спектрального класса G, расположенный на главной последовательности. Расстояние до данного объекта от нашей планеты равно примерно 56 св. годам. Главным преимуществом данного светила перед прочими звездами Часов является наличие экзопланеты.

Планетная система у данной звезды была обнаружена в 1999 году. Экзопланета носит название Йота Часов  и делает полный оборот вокруг материнской звезды примерно за 311 суток. Массу объекта Йота Часов б можно соизмерить с массой планеты Юпитер. Сама же звезда йота очень схожа с Солнцем массой и температурой. Существенная разница наблюдается в возрасте: йота Часов намного моложе Солнца – ее возраст достигает лишь 625 млн. лет что в 9-10 раз меньше Солнечного.

История

Расположение созвездия Часы, рисунок Яна Гевелия

Говоря об истории появления данного созвездия, нужно в очередной раз вспомнить француза Никола Лакайля. Он первым каталогизировал данный небесный объект в 18 столетии. Свое название созвездие получило в честь часовщика из Голландии Х. Гюйгенса, и изначально у созвездия было более длинное имя, звучавшее как Horologium Oscillitorium или «маятниковые часы». Но со временем его укоротили до обычного Horologium, что в переводе и означает «часы».

Список созвездий зимнего неба