Скопление Пегаса М15

Messier 15 нередко называют Большим скоплением Пегаса. Это старое скопление, возраст которого оценивают в 12,3 млрд. лет. Находится на расстоянии 33 600 световых лет от Солнца, имея диаметр около 210 световых лет.

Последние данные свидетельствуют, что количество звёзд в скоплении превышает 200 тысяч, большинство из них — старые оранжевые и жёлтые гиганты.

Видимая яркость М15 составляет 6,2m, причём самая яркая звезда — 12,6m. Наблюдаемые угловые размеры составляют 18,0′, а масса скопления, по разным источникам, равна от 450 до 520 тыс. солнечных масс.

Скопление Пегаса М15 обнаружил в 1746 году Доминик Маральди, когда занимался поиском комет. Через четверть века Шарль Мессье независимо обнаружил объект, и внёс его в свой каталог, полагая, что это туманность.

Звёздную структуру М15 разглядел Уильям Гершель, в 1783 году.

Интересные характеристики

Большое скопление Пегаса по праву считают одним из самых необычных. Вот перечень только основных его особенностей:

• Его ядро необычайно плотное, в своё время в нём произошло так называемое «схлопывание»;
  • Полагают, что в центре М15 существует «чёрная дыра» с массой в 4 тыс. солнечных;
  • В центральной сфере скопления, диаметром всего 10 световых лет, сконцентрирована половина всех его звёзд;
  • В скоплении обнаружено 158 переменных звёзд, по их количеству оно входит в тройку лидеров нашей Галактики;
  • В составе М15 есть 9 пульсаров (один из них двойной) и 4 планетарные туманности.

Наблюдение

Координаты М15:

• Прямое восхождение: 21ч.29м.58.38с.
  • Склонение: 12°10’01».

При соответствующих условиях М15 наблюдается невооружённым глазом, как слабая мутная звёздочка. В бинокль выглядит крохотным пятнышком. В созвездии Пегаса скопление следует искать на 4º западнее красноватой переменной Эниф (8-Epsilon Pegasi).

В телескоп даже с небольшой апертурой хорошо видна разница в яркости между центром скопления и гало.

В «марафоне Мессье» соседями скопления оказываются М54 и М70.