Шаровое скопление M72

Общие сведения

Шаровое скопление M72 (др. название NGC 6981) – шаровое звездное скопление, которое расположено в созвездии Водолей. Находится на расстоянии примерно 58 510 световых лет (17 900 парсек) от Земли.

Скопление было открыто французским астрономом Пьером Мешеном и позже было внесено в каталог Шарля Мессье под номером 72.

Масса данного шарового скопления составляет 200 000 солнечных масс, диаметр – 100 световых лет. Шаровое звездное скопления Мессье 72 – одно из наиболее далеких галактических скоплений, так как оно располагается за галактическим ядром. В числе звезд скопления обнаружена 51 переменная звезда.

Шаровое скопление Мессье 72 в масштабах градуса

Шаровое звездное скопление M72 является самым тусклым шаровым скоплением, входящим в каталог Мессье. По этой причине даже в светосильный бинокль обнаружить данное скопление очень непросто. При помощи телескопа это звездное скопление можно разглядеть как округлый диффузный диск, южный и восточный край которого освещается несколькими звездами. В телескоп с апертурой 350 – 400 мм уже можно различить с десяток звезд по всей области скопления.

Шаровое скопление M72 и рассеянное скопление M73 в созвездии Водолея

Чтобы обнаружить шаровое скопление Мессье 72 – достаточно провести по небосводу линию между звездами Эпсилон (ε) Водолея (Албаль) и Тета (θ) Козерога. Тогда примерно около середины данного отрезка можно будет найти два скопления – M72 и M73.

Шаровое скопление M72 и рассеянное скопление M73

Лучший сезон для наблюдения этого шарового скопления – лето.

• Прямое восхождение – 20 ч 53 м 27.91 с