Шаровое скопление M68

Шаровое звездное скопление M68

Общие сведения

Шаровое скопление M68 (др. название NGC 4590) – шаровое звездное скопление, которое расположено в созвездии Гидры. Находится на расстоянии около 33 600 световых лет (10 302 парсек) от Земли.

Скопление было открыто французским астрономом Шарлем Миссье в 1780-м году и было внесено в его каталог под номером 68.

Данное шаровое скопления находится в стороне, противоположной центру нашей галактики. Это наталкивает на мысль, что оно было сформировано из вещества другой галактики, которая, вероятно, некогда была поглощена Млечным Путем.

Возраст скопления оценивается в 11.2 миллиардов лет. Масса данного шарового скопления составляет примерно 223 тысячи масс Солнца, диаметр – 118 световых лет, что в тысячу раз меньше размеров Млечного Пути. Звезды шарового скопления Мессье 68 довольно старые и бедные на металл. Наиболее же яркие звезды давно сгорели. Из 100 000 звезд скопления обнаружить можно лишь 2 000. Среди них – 250 гигантов и 52 переменные звезды. 25 наиболее ярких звезд имею видимую звездную величину – 14,8m.

Шаровое звездное скопление M68. Фото телескопа Хаббл.

Скопление движется в сторону Земли с ускорением 112 км/с.

Из-за нетипичного расположения данного шарового скопления (в противоположную сторону от ядра Галактики) наблюдать его в средних широтах северного полушария – затруднительно. Так, например, для жителей Санкт-Петербурга скопление M68 не поднимается над горизонтом более чем на 10 градусов. Лучший сезон для наблюдения объекта Мессье 68 – весна.

Размеры скопления Мессье 68 в масштабах градуса

С помощью хорошего бинокля либо любительского телескопа это шаровое скопление можно наблюдать как округлое туманное пятно. Возможность различить звезды скопления возникает при использовании телескопа с апертурой от 150 мм. Телескоп с апертурой более 250 мм позволяет различить даже звезды самого центра шарового скопления.

Чтобы обнаружить шаровое скопление Мессье 68, достаточно провести воображаемую прямую между звездами Краз (Бета Ворона) (2,65m) и Дельта (δ) Ворона (2,94m). Тогда M68 будет лежать на продолжении данного отрезка, примерно, на половине его длины. В полградуса на юго-запад от скопления находится также яркая звезда B230 (5,4m).

Положение скопления Мессье 68 относительно звезд соседнего созвездия - Ворона