Шаровое скопление М5

Скопление М5 (NGC 5904) расположено в созвездии Змеи. Нет сомнений, что в данном случае речь идёт об одном из старейших скоплений Галактики, возраст которого оценивается в 12,8 млрд. лет (по некоторым источникам — до 13). Как и следует ожидать, в его составе преобладают красные гиганты, но загадкой является высокий процент так называемых «голубых отставших звёзд». Они значительно моложе, и чтобы как-то вписать их наличие в принятую теорию эволюции, разработано несколько гипотез.

Обнаружил скопление немецкий астроном Готфрид Кирх, наблюдая 5 мая 1702 года прохождение кометы. В 1764 году Шарль Мессье, создавая свой известный каталог, внёс в него этот объект под №5, посчитав, что имеет дело с небольшой туманностью. В 1791 году Гершель сумел разглядеть в скоплении около 200 звёзд, констатируя истинную сущность скопления.

Интересные характеристики

Шаровое скопление М5 относится к нашим «близким» соседям, расстояние к нему от Солнца 24,5 тыс. световых лет. Видимая звёздная величина — 5,6m, что позволяет при благоприятных условиях увидеть объект даже невооружённым глазом. Его угловая величина — 17,4′, а линейный диаметр равен 160 световым годам: это одно их крупнейших скоплений в Галактике.

Различные оценки говорят о наличии в скоплении от 100 тыс. до полумиллиона звёзд, общий вес которых равен 2 млн. Солнц! Среди такого обилия выделено 97 переменных звёзд типа RR Лиры.

Нахождение на звёздном небе

Астрономические координаты:

• Гал.долгота: 3.8587°
  • Гал.широта: +46.7964°
  • Прямое вхождение: 15ч 18м 33,22с
  • Склонение: +02° 04′ 51,7″

На территории России шаровое скопление М5 можно увидеть вблизи звезды 5 в созвездии Змеи. Лучшее время для наблюдений — весна. Начиная от апертуры в 80 мм, в созвездии различаются отдельные звёзды, при 150 мм объект уже воспринимается как густой рой звёзд.