Шаровое скопление М12

М12 имеет другое распространённое обозначение — объект NGC 6218. От Солнечной системы его отделяют 16 тыс. световых лет. По разным оценкам, содержит в себе около 220-260 тыс. звёзд, «упакованных» в шар диаметром 75 световых лет.

Видимая звёздная величина скопления составляет 16,0′, а его яркость оценивают в 6,7m. Ориентировочно, обладает массой в 250 тыс. солнечных.

Шаровое скопление М12 Шарль Мессье занёс в свой каталог в конце мая 1764 года. При этом он считал объект туманностью, расположенной «между рукой Змееносца и его левой стороной».

Интересные характеристики

В дополнение к указанному описанию, можно добавить, что среди множества звёзд скопления, самая яркая из которых имеет показатель 12,2m, найдено 13 переменных. Также установлено, что в скоплении низкий процент маломассивных звёзд: М12 растеряло их в результате прохождения вблизи центральных областей Галактики.

Возраст скопления оценивают в 12,6 млрд. лет. В мощные телескопы видно, что его ядро напоминает по форме треугольник, а в структуре присутствуют образования, напоминающие отдельные гранулы.

Наблюдение

Координаты М12:

• прямое восхождение: 16ч.47м.11.9с;
  • склонение: — 01°57’00».

Наблюдается к западу от центральной части Змееносца. Его легко обнаружить с помощью хорошего бинокля. Один из приёмов поиска выглядит так: провести условную линию между Лямбда Змееносца и звездой 30 Змееносца. На этой линии два пятнышка — шаровые скопления М10 и М12. Искомый объект М12 окажется примерно на 3º западнее, чем М10. Оба скопления удобно рассматривать в телескоп, начиная с апертуры 150 мм. Он позволит обнаружить у М12 отдельные периферические звёзды.

В «марафоне Мессье» соседями «нашего» скопления являются М57 и М10.