Шаровое скопление Геркулеса М13

Одно из ярчайших шаровых скоплений - М13

Одно из ярчайших шаровых скоплений — М13

В Северном полушарии Шаровое скопление Геркулеса М 13, или как его ещё называют, скопление NGC 6205 — хорошо изученный и по-настоящему красивый объект, расположенный в созвездии Геркулеса. Выглядит как тусклая звезда с видимой звёздной величиной 5,8m. Но даже вооружившись обычным биноклем, тем более телескопом, пусть слабеньким, уже отчётливо обнаруживается его шаровая структура.

Скопление открыл Эдмонд Галлей в 1714 году, сравнив его с «заплаткой на небе». Но ни сам Галлей, ни Шарль Месье, продолживший изучение скопления, не были уверены, из чего оно состоит, и считали его яркой туманностью. Только в 1782 году Гершель уверенно доказал, что яркое пятно, на самом деле, огромное скопление звёзд.

Интересные характеристики

Шаровое скопление M13 в Геркулесе

Находится от Земли на расстоянии в 25 тыс. световых лет, радиус оценивается примерно в 84 световых года. Астрономы считают, что в скоплении собрано от 100 тысяч до миллиона звёзд. По всей видимости, скопление образовалось ~12 млрд. лет назад. Плотность звёзд в М13 превышает аналогичную в окрестностях Солнца в 500 раз!

Скопление имеет следующие астрономические координаты:

Галактическая долгота: 59.0095°

Галактическая широта: +40.9118°

Видимый диаметр — 16′, общий диаметр — 23′

В 1974 году из обсерватории Аресибо в сторону М13 был запущен радиосигнал — своеобразное символическое послание землян другим цивилизациям.

Как найти М13 на звёздном небе

Скриншот из программы-планетария

Если наблюдатель знает где расположен Геркулес, он обнаружит искомое шаровое скопление на линии, соединяющей звёзды η и ζ этого созвездия, значительно ближе к η.

Менее продвинутые любители смогут найти скопление, ориентируясь на Большую Медведицу. Мысленно продлив ручку «ковша» вниз, взгляд натыкается на яркую желтоватую звезду — Арктур. Проследив влево и вниз от неё, станет заметна другая яркая звезда — Вега (её видно после полуночи).

На линии между Арктуром и Вегой, немного ближе к Веге, находятся четыре звезды в виде перевёрнутой трапеции. На правой стороне этой трапеции, между угловыми звёздами, в бинокль хорошо различается яркое размытое пятнышко — шаровое скопление Геркулеса М13.

Начиная с апертуры 90 мм, пятнышко начинает искриться по краям, а со 150 мм становятся видимыми отдельные звёздочки. Начиная с апертуры 250 мм скопление превращается в мерцающую, красивую россыпь, состоящую из отдельных жемчужинок-звёзд. Астрономы считают М13 самым красивым шаровым скоплением Северного полушария! Удобнее всего наблюдать за скоплением во второй половине лета, в начале осени.