Самая дальняя от нас планета

Планета НептунНе смотря на то, что Нептун не может отличиться гигантским размером среди планет, его масса превышает массу Урана.Наблюдать эту планету нелегко – вряд ли вы сможете увидеть что-то кроме маленького диска. Для такого наблюдения телескоп необязателен – можно банально рассмотреть эту планету в бинокль. Кольцо этой планеты с нашей Земли увидеть невозможно вообще. И вообще, только одному космическому спутнику под названием «Вояджер-2» выпала честь добраться до такой дальней земли. Успех этого аппарата не повторил еще никто.

Общая информация

Нептун находится на расстоянии 30 астрономических единиц от Солнца, а его диаметр составляет почти 50 тысяч километров. Иными словами, этот объект весит как 17 наших Земель! Период вращения вокруг Солнца — почти 165 лет, а средняя температура – 55 Кельвинов.

Ходят легенды, что Нептун получил свое название из-за цвета – голубого. Принято считать, что голубой ассоциируется с водой в морях и океанах. А поскольку Нептун является богом моря, планету назвали в его честь.

Открытие Нептуна

Нептун и Тритон, сфотографированный телескопом Хаббл

Когда ученые открыли седьмую планету Уран, они подумали, что на ней происходит что-то не так. Его орбита не соответствовала законам Ньютона и была несколько странной в своем поведении. Ученые подумали, что причиной этого может быть другая, новая планета, которая находится за Ураном и меняет маршрут его передвижения по орбите. Учитывая всю информацию, которую на то время имели в руках астрономы, они рассчитали примерное местонахождение новой планеты. Предположения оказались верными, хотя особо на это никто не надеялся, и мир увидел Нептун. Таких высот расчетная астрономия не достигала еще никогда.

Состав и условия

Нептун в ИК-диапазоне, изображения телескопа Кек

Химические элементы, которые входят в состав планеты, очень похожи на химические элементы урана. Обе планеты покрыты льдами и затверделыми газами с небольшим процентом водорода и гелия. Предполагаемое ядро Нептуна по своей массе примерно такое же, как и Земля.

Нептун относится к газовым планетам, а это значит, что различные смерчи, бури, ветряные полосы – частые явления для него. Ветер может достигать скорости в 650 м/с! Помимо Солнца, Нептун прогревается еще и изнутри. При чем эта энергия больше чем в два раза превышает солнечную.

Большое тёмное пятно на Нептуне

На поверхности Нептуна существует два пятна. Одно из них получило название Большое Темное Пятно, которое было обнаружено в южном полушарии. Второе было немного меньше и осталось безымянным.

Сейчас про существование первого ничего неизвестно, оно либо испарилось, либо на данный момент находится к нам под таким углом, что мы его увидеть не можем. Недавно исследователи заявили, что на Нептуне образовалось новое пятно. Это говорит нам о том, что атмосфера планеты часто изменяется и точная причина этого пока не известна.

Научно-популярный фильм о внешних планетах