Рассеянное скопление M48

Общие сведения

Рассеянное скопление M48 (др. название NGC 2548) – рассеянное звездное скопление, которое расположено в созвездии Гидры. Находится на расстоянии примерно 1500 световых лет (460 парсек) от Земли. Возраст скопления оценивается в 300 миллионов лет, а диаметр – 23 световых года.

Данное звездное скопление включает около 80 звезд, 50 из которых обладают тринадцатой видимой звездной величиной. Видимая величина ярчайшей звезды – 8,8, что в 70 раз ярче, ем Солнце.

Рассеянное скопление M48

Открытие скопления

Вильям и Каролина Гершели

Вильям и Каролина Гершели. Литография около 1896 года

Скопление было открыто французским астрономом Шарлем Миссье в 1771-м году, однако его координаты были неточны, склонение отклонялась на 5 градусов. В результате чего, при составе Нового общего каталога (NGC) данный объект не был внесен и считался потерянным. Позже, в 1934-м году, астроном Освальд Томас выяснил, что M48 и скопление NGC 2548 – это один и тот же объект.

Примечательно, что из-за ошибки Миссье, данный объект несколько раз открывался другими астрономами. Так Кэролайн Гершель, ассистентка и младшая сестра Вильяма Гершеля, в 1783-м году обнаружила скопление M48 и отметила, что его нет в каталоге Шарля Миссье. Так объект попал в каталог Вильяма Гершеля под названием H VI.22.

Данное скопление богато на звезды, и потому его можно уловить даже невооруженным глазом при хороших условиях в области западной границы созвездия Гидры. Наилучший сезон для наблюдения данного звездного скопления – зима. Вместе со звездами Эпсилон Единорога и 2 Гидры образует равнобедренный треугольник.

Для поиска рассеянного скопления M48 лучше воспользоваться звездой Порцион. Далее просто сместить окуляр на 14 градусов юго-восточнее этой звезды. Иной способ – ориентироваться по звезде Дзета Единорога, которая является желтым сверхгигантом и имеет видимую звездную величину 4,36. Звездное скопление M48 находится на 3 градуса юго-восточнее Дзета Единорога.

Положение скопления M48 относительно созвездий

При помощи бинокля можно различить с десяток звезд, а с использованием телескопа – около пяти десятков.

• Прямое восхождение — 08 ч 13,7 м