Метеорный поток Леониды

Метеорный поток ЛеонидыМетеорный поток Леониды известен большим изобилием метеорных дождей, пик которых приходится на 14-21 ноября. Название данного потока происходит от расположения кажущегося источника на небесной сфере, а именно – от созвездия Льва.

Основные факты

Положение радианта Леонидов в созвездии Льва (скриншот приложения Sky guid)

Мощные метеорные дожди, возникающие ежегодно вследствие данного потока, были замечены еще в 902 году, однако официально поток был открыт в 1832-м году. Сегодня людям известно о Леонидах практически все. Точные координаты радианта (кажущегося источника) — α = 152°, δ = +22°. Период активности данного явления выпадает на 6-30 ноября. Поток содержит твердые частицы, известные как метеороиды, которые, влетая в атмосферу Земли со скоростью 72 км /с, сильно нагреваются в результате трения и превращаются в быстрые белые сгорающие метеоры, то, что обычно называют «падающей звездой».

Фотография «падающей звезды» метеорного дождя Леониды

Метеорный поток Леониды характеризуется высокой частотой возникновения метеоров (зенитное часовое число — 15), наибольшие из которых достигают размера в 1 сантиметр и веса в пол грамма. Несмотря на свои размеры, частицы этого метеоритного дождя создают довольно яркий отпечаток на небосводе, с видимой звездной величиной, достигающей значения 1.5. Такие обильные дожди ежегодно оставляют около 12-13 тонн частиц по всей планете.

Наблюдение

Композитный снимок метеорного потока Леониды сделанный жителем Техаса – Джимом Гэмблом в 2010-м году.

Для наблюдения данного метеорного потока, прежде всего, следует отыскать радиант. Одной из ярчайших звезд ночного неба является звезда Регул, принадлежащая астеризму «Серп» в созвездии Льва. Серп также напоминает отраженный зеркально знак вопроса, полукруг которого и окружает область кажущегося источника потока Леонидов.

Созвездие Льва, включающее астеризм Серп

И хотя подсчитаны точные координаты источника (α = 152°, δ = +22°), все же лучше наблюдать область вокруг него. Конечно, рекомендуется вести наблюдения с возвышенности за пределами города. Также дайте минут 20 вашим глазам, чтобы они адаптировались к темноте и лучше замечали яркие объекты на небосводе.

Область небосвода, кажущаяся источником метеорного потока Леониды

На 2018-й год астрономы прогнозируют около 10-15 метеоров в час, что сложно назвать метеорным «дождем». Впрочем, данное значение усреднено и изредка возможны так называемые метеорные штормы – кратковременные периоды повышенной активности метеорного потока, частота которого может достигать 100 и более метеоров в час.

Пониженная активность Леонидов наблюдается с 2008-го года, после которого их частота не превышает 100 метеоров в час. Ранее же отмечались более плотные потоки – более чем 3000 метеоров в час.  А самый яркий метеорный дождь в истории, вызванный потоком Леонидов, наблюдался в южных штатах США 17-го ноября 1966-го года, когда в течение 15-ти минут астрономы наблюдали метеорную бурю с частотой 40-50 метеоров в секунду, что равняется 2400-3000 метеорам в минуту!

Возникновение Леонидов

Фотография кометы под названием 55P/Темпеля — Туттля, сделанная Японской национальной астрономической обсерваторией 17 ноября 1998-го года.

Своим существованием данный поток обязан комете под названием 55P/Темпеля — Туттля. Комета Темпеля — Туттля достигает диаметра в 3.6 км и массы 1.2×1013 кг. Ее орбитальный период составляет 33 года. На одном из отрезков своей траектории 55P проходит относительно близко к Солнцу (обычно ближе, чем орбита Сатурна), в результате чего под действием солнечного тепла испаряется замороженный материал кометы, образуя отдельные космические тела. Этими телами и представлен метеорный поток Леониды, с которым встречается Земля в ноябре каждого года.

Список метеорных потоков