Извергающийся спутник Юпитера Ио

Ио, ближайший к планете, из крупнейших четырех спутников Юпитера
Группа ученых из Калифорнийского университета, шагнула на ступеньку выше, по мониторингу интенсивных извержений вулканов на странном спутнике Юпитера Ио. Ио cпутник Юпитера, ближайший к планете, из четырех крупнейших спутников, является самым активным в плане вулканизма объектом в Солнечной системе.

Спутник Ио

На спутнике более чем 400 вулканов, постоянно извергающих хлопья серы и диоксида. Ученые полагают, что гравитационное притяжение мощного Юпитера является одной из причин вулканизма Ио. Ученые отмечают, что большая часть процессов не до конца понятна. В то же время, извержения спутника Ио, не могут быть непосредственно изучены с Земли, но команда под руководством Франка Марши, ученого из центра SETI Institute, придумала уникальное сочетание измерений земных телескопов и архивных снимков с космических аппаратов Вояджер и Галилео.

Слабые синие струи выбросов на улучшенном изображении от Вояджера 1 показали динамичный характер Ио cпутника Юпитера.

Ио cпутник Юпитера сняли камеры Вояджера и открыли странный рельеф вулканических полей, а также темные пятна и активные области.

Наблюдения космического корабля Галилео, выявили более чем 160 активных вулканов во время своего тура по системе Юпитера. Галилео прекратил свою работу в 2003 году.

Наблюдение объекта размером с  Луну на расстоянии 5,2 астрономических единицы  является сложной задачей из-за «смазывания», обусловленного атмосферой Земли.

Исследование наземными телескопами

С 2001 года все большие телескопы, были оснащены адаптивной оптикой, это позволило уменьшить размытие. С 2003 года Марши и его команда провели около 40 циклов наблюдений Ио в ближнем инфракрасном спектре, они увидели детали на поверхности Ио размером около 40 км.

Космические аппараты могли захватить только мимолетные проблески активности вулканов Ио.

Вояджер мог снимать извержения в течении нескольких месяцев, Галилео несколько лет, а космический аппарат Новые Горизонты всего несколько дней. Во время сближения зонда Новые Горизонты с Юпитером, удалось заснять пробуждение вулкана Тваштара. Оно продолжалось с апреля 2006 года по сентябрь 2007 года. Старые наблюдения Галилео показывают аналогичную картину в 1999 году продолжительностью 15 месяцев.

Команда ученых, под руководством Франка Марши, обнаружила еще четыре извержения, в том числе наблюдавшегося ранее действующего вулкана в 2004 году.

Новые спорадические взрывы составили около 10 процентов от средней тепловой мощности Ио. Взрывы были более энергичными, чем у Тваштара в 2001 году. Во время исследования Ио, команда обнаружила, что с сентября 2010 года, безумно активная Луна была в основном спокойной. Дюжина постоянных, низко температурных извержений, была видна на всей поверхности Ио, но команда не обнаружила ни одного сравнительно мощного выброса.