Звезда Глизе 570

Система Глизе 570, в представлении художника

Глизе 570 – система, расположенная в созвездии Весов на расстоянии 19 св. лет от Солнца.  Глизе 570 состоит из четырех карликовых звезд. Два красных карлика (B и C) вращаются вокруг общего центра масс на расстоянии всего 0,79 а.е. друг от друга. Полный оборот происходит за 309 суток. Основной компонент системы (А), он же самый яркий – оранжевый карлик, расположен на расстоянии 190 а. е. от красных карликов. Период вращения оранжевого карлика и пары красных равен 2130 лет. Четвертый и самый тусклый компонент системы – коричневый карлик, вращается вокруг других трех компонентов на расстоянии 1500 а.е. Система Глизе 570 состоит из старых звезд, принадлежащих галактическому диску.

• Компонент А

Основной компонент системы — оранжевый карлик, который принадлежит главной последовательности. Масса Глизе 570 А составляет 0,76 массы Солнца, а радиус – 0,77 от солнечного радиуса. Оранжевый карлик несколько холоднее желтого, потому его светимость также меньше. У Глизе 570 А она равна около 15,6% солнечной светимости. Собственный период вращения Глизе 570 А равен 48,3 суток. Состав практически аналогичен составу Солнца, с тем лишь различием, что элементов тяжелее водорода и гелия больше, — 102% по сравнению с их наличием в Солнце.

• Компоненты  B и C

Эти два красных карлика являются «холодными» (температура меньше 3000 К) и тусклыми звездами. Из-за низкой скорости протекания термоядерных реакций внутри них – они живут от нескольких десятков миллиардов лет до нескольких триллионов. Масса Глизе 570 B – 55%, диаметр – 65%, а светимость около 1,9% от солнечной. Глизе 570 C имеет массу 35 %, а светимость 0,3 % от солнечной. По словам некоторых ученых, компонент «С» имеет аномально высокую скорость вращения.

• Компонент D

Наименьший и самый тусклый компонент системы. Глизе 570 D – коричневый карлик с массой 30 — 70 масс Юпитера, то есть около 3 — 7% массы Солнца. Достаточно холодная звезда, имеет температуру всего около 500 °С (773 К). Данный компонент находится на расстоянии 1500 а.е. от остальных, и вращается вокруг них. Возраст Глизе 570 D оценивается в 2 — 5 млрд лет.

В системе вполне могут быть планеты и даже в 1998-м году ученые анонсировали новую планету Глизе 570 A b, которая вращается вокруг основного компонента (А), хотя последующие исследования показали, что расчеты неверны и открытие ошибочное.