Массивная звезда в созвездии Змееносца

Гигантская звезда Зета Змееносца

Зета Змееносца, снимок космического телескопа Спитцер

Гигантская звезда Зета Змееносца оказывает воздействие на окружающие пылевые облака. Это видно на инфракрасном изображении с космического телескопа Спитцер НАСА.

Звездные ветры, создают рябь и ударную волну, видную как светящиеся нити. Это можно увидеть только в инфракрасном диапазоне.

Зета Змееносца является молодой, большой и горячей и находится на расстоянии около 370 световых лет от Земли.

Она примерно в шесть раз горячее, в восемь раз больше, в 20 раз тяжелее и в 80.000 раз ярче нашего Солнца.

Даже на таком большом расстоянии, она была бы одной из самых ярких звезд на нашем небе, если бы не облака пыли на переднем плане, скрывающие ее.

Возникновение ударного фронта

Она движется со скоростью около 24 километра в секунду, достаточно быстро, чтобы преодолеть звуковой барьер в окружающем межзвездном веществе.

Из-за ее быстрого движения, создается ударная волна по ходу движения (на изображении она движется налево).

Структура аналогична ряби, которая возникает у носа корабля, когда он движется по воде или звуковой удар от самолета на высоких скоростях.

Тонкие нити пыли, окружающие Зету Змееносца, светятся в первую очередь на коротких инфракрасных длинах волн, окрашенные здесь в зеленый цвет. Площадь ударной волны значительно больше в инфракрасном диапазоне и видна в виде красных волокон.

Яркую головную ударную волну нельзя увидеть в видимом свете, так как она скрывается за завесой пыли и видна только в инфракрасном диапазоне света.

Два региона газа и пыли врезаются друг в друга.

Зета Змееносца, как и другие массивные звезды, создает сильный горячих ветер частиц газа, вытекающий из светила.

Этот ветер сталкивается с разреженным облаком межзвездного газа и пыли на расстоянии около половины светового года от светила. Это почти в 800 раз больше расстояния от Солнца до Плутона. Скорость ветра складывается с собственной скоростью и в результате мы видим это зрелищное столкновение. Наше Солнце имеет значительно более слабый солнечный ветер и движется в пространстве гораздо медленнее, поэтому у Солнца нет головной ударной волны.

На изображении выше, космического телескопа Спитцер, инфракрасный свет с длиной волны 3,6 и 4,5 мкм окрашен в синий, 8,0 мкм в зеленый и 24 микрон в красный цвет.